Отзывы о банках



Как относятся белорусы к ЕЭП

                  6 января 2012 г.


Глас народа. Что ждут белорусские бизнесмены от ЕЭП



Как известно, с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство (ЕЭП), созданное на базе союза Беларуси, Казахстана и России, гарантирует свободу движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и равные условия для работы субъектов всех трех стран. Как к такому нововведению относится белорусский бизнес, что ожидает и на что надеется, Инфобанк решил узнать в очередном выпуске программы «Глас народа».

На наши вопросы отвечали руководители и главные бухгалтеры минских предприятий.

Вопрос 1. Ограничивается ли ваша компания работой только на белорусском рынке?

Нам удалось пообщаться по телефону с представителями разных бизнесов, поэтому неудивительно, что география их предпринимательских интересов оказалась очень широкой.

Так, мы побеседовали с руководителем одного из белорусских предприятий-экспортеров, который, рассказал об успехах продвижения на российском и молдавском рынках. Что касается фирм, предоставляющих консалтинговые услуги, география их бизнеса была ограничена только территорией нашей страны.

- Здесь вполне комфортно, и выходить за эти рамки в будущем мы не намерены, - сказал один из руководителей.

У грузоперевозчиков, наоборот, как правило, рынок обширен. Например, компания-перевозчик, с которой мы пообщались, ориентирована на российских потребителей. Естественно, что импортеры, в основном, поставляют товары на отечественный рынок извне.

Таким образом, в своем опросе мы охватили разнообразные сферы белорусского бизнеса, как сфокусированные на внутреннем рынке, так и нацеленные на работу с партнерами в других странах. Так какие же дополнительные возможности сулит ЕЭП белорусским бизнесменам? Об этом – в ответах на второй вопрос.

Вопрос 2. Какие дополнительные возможности, на ваш взгляд, даст ЕЭП для вашего бизнеса?

Как всегда, среди предпринимателей есть и те, кто не ожидает глобальных перемен, так и более оптимистично настроенные люди. Некоторые из наших респондентов отметили, что для их бизнеса никаких особых изменений не произошло. Другие, наоборот, ждут дополнительных возможностей для расширения, поскольку ЕЭП облегчит выход на сопредельные рынки.

Например, аудиторская компания, с руководителем которой мы пообщались, ожидает реального расширения бизнеса, связанного реализацией проектов в соседних странах.

Дилер одной из крупных международных компаний, наоборот, не ожидает каких-либо изменений, кроме некоторого упрощения таможенного передвижения товаров.

- В принципе, работа остается в том же ракурсе: те же платежи, валютный контроль, таможенное оформление товаров. Только без предоставления его в пункт таможенного оформления.

Жесткое разделение рынков стран не позволяет масштабировать бизнес таким компаниям. Они лишь представляют интересы корпорации на локальных рынках.

А вот компания-перевозчик надеется, что ЕЭП откроет помимо российского и казахский рынок. В таком случае белорусские перевозчики смогут успешно конкурировать на рынках этих стран.

Вопрос 3. Опасаетесь ли вы возникновения какие-либо трудностей для ведения бизнеса в новых экономических условиях?

Нужно сказать, что большая часть респондентов не ждут каких-то особых проблем в их сфере бизнеса, либо затрудняются с ответом.

- Точно сказать не могу, все покажет время, - прокомментировала главный бухгалтер одной из фирм, - как будут ценовые факторы у российских производителей по сравнению с нашими. Только начало года и трудно судить о последствиях. Притом, что Россия еще отдыхает.

Есть и опасения, связанные с наплывом нелегальных товаров, которые просачиваются в Россию и оттуда беспрепятственно могут попадать в Беларусь. Другие респонденты связывают риски с перекосами, связанными с девальвацией белорусской валюты.

Но как может видоизмениться белорусский бизнес под влиянием прихода капитала и новых технологий?

Вопрос 4. Будете ли вы как-то изменять подходы к ведению бизнеса в новых условиях?

Несмотря на негативные ожидания, которые некоторые связывают с ЕЭП, в целом, руководители признались, что не только не планируют сворачивать свой бизнес, но и наоборот, планируют переориентировать работу предприятий на рынки других стран, в первую очередь, на российский.

Естественно, слишком быстрого перехода никто не ждет. Большинство ожидает почувствовать изменения в масштабах полугода. Кто-то планирует расширить сферу деятельности с переходом на экспорто-ориентированную продукцию. Другие собираются заняться смежными бизнесами, например, не только оптовой торговлей, но и сервисным обслуживанием. При этом белорусские бизнесмены не зациклены на России и Казахстане. Это видно из ответов на наш последний вопрос.

Вопрос 5. Как вы считаете, где будет более перспективно развивать бизнес - в странах ЕЭП или на западных рынках?

Единого мнения по данному вопросу мы не услышали, что вполне закономерно. Белорусские бизнесмены будут прокладывать путь там, где больше перспектив и выше рентабельность.

- Нужно выходить как на рынки стран ЕЭП, так и на западные. Никогда не было выгодно ориентировать бизнес только на один регион. В любом случае, нужно работать даже в Европе, несмотря на возникшие проблемы. Евро как валюту никто пока не отменял. Не стоит говорить, что российский рынок сейчас будет более перспективным.


Консалтинговые компании ориентируются в большей степени на российский и казахский рынок. Экспортеры товаров – как на Россию, так и на рынки европейских стран. Оттуда же идет активный импорт оборудования. И все без исключения говорили о том, что значительная емкость российского и казахского рынка будут только на руку белорусскому бизнесу.

В конце концов, белорусские бизнесмены, кажется, с оптимизмом смотрят на введение Единого экономического пространства и видят в нем не столько трудности, сколько дополнительные возможности. Несмотря на тяжелый 2011 год, настроение остается боевым, и белорусский бизнес действительно ставит задачу расширения своего присутствия на сопредельных рынках.


www.infobank.by


Самые популярные статьи