Отзывы о банках



Правила пользования карточкой
 16 декабря 2009 г.

Кабальный договор

Мне на глаза попалась занимательнейшая вещь – правила пользования пластиковыми карточками одного из банков. Двенадцать страниц убористого текста навели на извечные мысли о том, что банковский продукт, в принципе, может выглядеть просто, но покупаем мы его вместе с набором договоров, правил и тарифов.

Последние влияют на наши дальнейшие взаимоотношения с банком, порой, очень сильно. Не верите – значит вы не сталкивались с той мощной юридической службой, с подачи которой и готовятся подобные документы. 

Лирическое отступление о юристах

Юрист отличается от остальных тем, что пользуется словами, как математическими формулами
Афоризм




Похоже, для того, чтобы в своей профессиональной деятельности юристы могли с виртуозностью дирижера играть определениями и словами, их еще этому учат и в ВУЗах. На выходе мы получаем специалистов, умеющих изготовить такие документы, понять которые простой человек не в силах.

Зато есть прекрасная возможность этому простому человеку – читай клиенту банка – потом объяснять, разъяснять, что имелось ввиду, наконец, показывать, где он не правильно понял, и почему остался должен.
 
И таким образом, целая гвардия юристов существует за счет бумажных коллизий, которые порождаются ими же.

Но вернемся к правилам, с которых все и начиналось. Так как пластиковые карточки прочно вошли в жизнь доброй половины белорусов (у меня лично их - четыре), то и правила пользования карточками, по идее, касаются многих. Удобства, которые сулит их использование в повседневной жизни, общеизвестны.

А вот известны ли всем счастливым обладателям банковской карточки обязательства, которые они возлагают на себя вместе с правом обладать этим маленьким кусочком пластика?

Попробуем разобраться с этим вопросом по порядку, затратив время на пристальное изучение правил. Они, как и полагается всякому серьезному документу, описывают довольно подробно взаимоотношения, которые возникают, или могут возникнуть между мной как клиентом и банком.

При этом, скажу честно, меня особенно волновали мои обязанности и права, связанные с использованием карточки, а также обязанности и права банка передо мной.

То, что нужно знать о пластиковых карточках любому их владельцу

Начнем с прописных истин, которыми, тем не менее, часто пренебрегают владельцы карточек.

Во-первых, пользоваться карточкой вправе только ее держатель – тот человек, чье имя и фамилия, написаны на карточке, а на обороте стоит личная подпись. Хотя многие передают карточки в руки друзьям и родственникам «пойти снять деньги», на самом деле это делать нельзя.

ПИН-код карточки должен быть известен только вам, его нельзя говорить никому, а тем более писать на бумажке и хранить рядом с карточкой.

Если вы три раза подряд введете неправильный ПИН-код, карточка будет заблокирована. И ваше «ой, забыл» вам обойдется в немалое время для возвращение карточки.

Организации торговли и сервиса могут требовать от вас дополнительные ограничения при использовании карточки, поэтому не стоит возмущаться, если кассир сомневается – вы ли это и просит показать документ, удостоверяющий личность.

Кроме того, ваша карточка – на самом деле – не ваша, она собственность банка, вы только пользуетесь ею, но «по первому требованию» она должна быть возвращена банку.

Вроде бы все закономерно и понятно.

Однако, как оказалось, «читайте договор» в моем тяжелом случае – было явно недостаточно.

Чтобы чувствовать себя достаточно подкованным клиентом, как я узнала из правил, порядок и условия использования моей карточки подпадают под действие целого ряда документов - «регламентируются законодательством Республики Беларусь, правилами Платежной системы, настоящими Правилами, Тарифами на операции и услуги, Правилами пользования банкоматом и другими локальными актами Банка, а также заключенными между Банком и Держателем договорами».

Особенно мне не понравилась фраза «другие локальные акты Банка», почему – да потому, что в эти «другие» можно включить все что угодно. При этом по тексту правил, которые и так на мой непрофессиональный взгляд слишком пространны и запутаны, ссылка на «другие» и «иные» встречалась не раз.

То, о чем я узнала с удивлением

С интересом я узнала, что в перечень моих обязанностей по правилам пользования карточками перед банком входит также «хранить ПИН-код в своей памяти». К сожалению, я отношусь к тем людям, которые живут в насыщенном цифрами веке, поэтому помнить ПИН-коды всех своих карточек я просто не в силах. Как-то была уверена, что достаточно хранить эту информацию в надежном месте – но нет, оказывается, надо помнить :-) 

Еще меня повеселила фраза, что при выполнении операций с применением моей карточки я должна следить за тем, чтобы «другие лица не могли подсмотреть вводимое значение ПИН-кода». Я часто расплачиваюсь карточкой в магазине. При этом обычно кассир протягивает терминал, по которому «прокатывает» карточку, а за мной стоит очередь в несколько человек, и все скучают, рассматривают полки и людей вокруг. Судя по всему, мне придется теперь отгонять подошедших слишком близко людей из очереди, а заодно и кассира - с его рабочего места слишком хорошо видно, какие цифры я буду вводить на терминале.

Между прочим, оказалось, что выписку по карт-счету я обязана проверять не реже одного раза в две недели, а также проверять на сайте банка или его информационных стендах – что изменилось в порядке использования пластиковых карточек. Банк также может послать мне письмо об изменениях. Но не беда, если я его не получу – «днем получения адресатом требований и уведомлений банка, направленных простым письмом, считается 5 (пятый) рабочий день, следующий за днем отправки, который определяется по штемпелю организации связи».

Какая ответственность почты за то, что простое письмо не дойдет? Я знаю – никакой! Таким образом, мое незнание или неполучение от банка извещения по почте по правилам интерпретируется как мое согласие – и банк меняет правила игры как хочет.

Ну и, как полагается, в последнем пункте моих обязанностей перед банком опять возникли какие-то «иные обязанности, предусмотренные настоящими Правилами». Хотя, мне уже казалось – куда больше?

Теперь о моих правах и обязанностях банка

Как клиент своего банка, я могу, конечно, требовать от него обоснования – почему с моего счета списали ту или иную сумму. Но делать это можно «в течение десяти календарных дней со дня получения выписки, но не позднее тридцати пяти календарных дней от даты операции, совершенной с использованием карточки». Если же я опоздаю, то «совершенная операция и остаток денежных средств считаются подтвержденными независимо от факта получения клиентом выписки».

Ситуация понятна. Банк не может ждать бесконечно. Вопрос, который возник у меня – был только один, почему банк в своих обязанностях не написал, что должен мне выдать выписку в удобоваримый срок? Ведь на седьмой странице правил, придираясь к значению слов, я уже ясно понимаю, что мои права требовать что-то должны быть подкреплены обязанностями другой стороны (банка) это «что-то» выполнять.

И каково же мое удивление, когда я, наконец, нахожу, что «банк обязан» ответить на мою претензию, если ошибочно списаны деньги «в досудебном порядке … в течение 200 (двухсот!) календарных дней со дня моего заявления». Как я рада – больше чем полгода ждать даже не удовлетворения моих претензий, а только «мотивированный ответ» от банка!

При этом, заметьте, банк не забыл прописать, что все возможные убытки, причиненные банку, если я нарушила правил, подлежат «безусловному возмещению в полном объеме». Как говорится, почувствуйте разницу.

Что делать, если карточка потерялась, ее украли или ее съел банкомат

Вроде бы понятно – звоню по телефону и прошу немедленно заблокировать карточку. При этом я прекрасно понимаю, что за любые операции несу ответственность, даже за совершенные злоумышленниками. Поэтому тянуть – не в моих интересах, но ведь это может быть воскресный вечер… Как грустно узнать из очередного пункта правил, которые я уже откровенно недолюбливаю, что блокировка моей карточки произойдет «в рабочее время отдела претензионной работы и контроля рисков». А в промежуток между моим сообщением и началом работы отдела – что делать? Ответа правила не дают...

При этом банк может «в любое время по своему усмотрению без указания причины и без предварительного уведомления» прекратить, заблокировать или приостановить действие моей карточки. Пользоваться дальше ей я не могу – это, как гласят правила, незаконно.

Напоследок еще пару соображений – помните поговорку «У попа была собака»? В том смысле, что получается некая бесконечная история? Вот и тут – возвращаясь к началу правил – перечитываю и убеждаюсь, что вроде как определение «банкомат» поняла правильно – т.е. имеются ввиду именно устройства данного банка.

Но при этом также с «большим удовольствием» читаю в конце правил о том, что «банк не несет ответственность за…блокировку или неисправность банкомата (другого оборудования по обслуживанию Карточек), повлекших повреждение Карточки». То есть вроде как банкомат – банковский, но ответственности за его работоспособность банк не несет.

И вообще, нет ответственности этой уважаемой структуры за «за возникновение конфликтных ситуаций,
находящихся вне сферы контроля банка
». Просто лебединая песня! То есть работа собственных банкоматов - не относится к сфере контроля банка.

Меня это очень огорчило, тем более, что банк по какой-то причине «забыл» пояснить в правилах, что же все-таки относится к этой сфере.

Итак подведем итоги. Банк может практически все и ответственности у него никакой. Клиент же фактически ничего не может потребовать от банка. А уж сколько ответственности нагрузили на бедного владельца дебетовой карточки - что иная лошадь не выдержит.

Хочется вспомнить кота Леопольда "Ребята давайте жить дружно!"

Давайте говорить с клиентами на одном- простом и понятном языке, и тогда не надо будет доказывать всю неправоту клиентов, и тогда не будет боязни и непонимания со стороны клиентов. Ну, а юристов которые остануться без работы, можно устроить например в отделы обслуживания компьютерной техники :-)
www.infobank.by

Екатерина Смирнова


сундук