Отзывы о банках



Инструменты для финансового учета
 26 октября 2009 г.

Что поможет вести учет финансов?

Если вы решили управлять своими финансами, но не ведете их учет, то вы похожи на путешественника, который отправляется в дорогу без карты. Вы не знаете, в каком направлении идете, правилен ли ваш путь, когда стоит сделать привал, а когда наоборот, надо собраться с силами и преодолеть трудный участок.

Улучшение финансового состояния - не прогулка налегке по протоптанной дороге, а довольно рутинный путь, порой полный сюрпризов и неожиданностей. Но только ваше терпение, в совокупности с анализом ситуации, планированием ваших действий и контролем результата, помогут вам достичь своих целей.

Чтобы ситуация начала развиваться в нужном вам направлении, учет собственных средств должен стать вашей привычкой.

Финансовый учет позволит вам получить ответы на важнейшие вопросы, такие, на которые вы сейчас наверняка ответить не сможете.

Попробуйте, например, навскидку ответить на следующие вопросы:
• Сколько вы в среднем ежемесячно тратите?
• Каковы основные статьи ваших расходов?
• Какие статьи расходов можно безболезненно сократить?
• Какова доходность управления вашими активами?
• Как изменилось ваше состояние за последние полгода?
• Через сколько лет вы сможете достичь финансовой независимости?

Вряд ли человек, который не имеет привычки контролировать свои денежные потоки, сходу ответит на эти вопросы. Хотя многие согласятся с тем, что вести финансовый учет необходимо. Но с чего начать, на что обращать внимание, с какой периодичностью записывать свои доходы и расходы? Давайте разбираться.

На самом деле каждый человек ведет учет своих финансов в той или иной форме. Все знают размер своей зарплаты, стоимость коммунальных услуг, месячного проездного и основных продуктов. Но часто люди держат эти цифры просто в голове, прикидывая «на глазок», сколько денег можно потратить, чтобы дотянуть до зарплаты. И к сожалению, часто неправильно рассчитывают свой бюджет. Чтобы ваш учет был более точным, цифры нужно записывать.

Можно делать это в блокноте, с помощью калькулятора подсчитывать баланс и подводить итоги. У такого способа есть как плюсы (простота, доступность инструмента учета, оперативность), так и минусы (необходимость вручную подсчитывать расходы по каждой статье, невозможность увидеть всю картину в целом, нельзя распланировать будущие траты и контролировать их исполнение).

Также вы можете использовать метод наших родителей, раскладывая полученную зарплату по конвертикам, распределяя деньги на самые необходимые траты заранее. В этом случае вы наглядно видите распределение своих средств, но не можете отслеживать, куда же тратятся оставшиеся деньги.

К счастью, в современном мире существуют более интересные и полезные инструменты для управления личными финансами. Это - компьютерные программы, помогающие вам вести домашнюю бухгалтерию.

Самым элементарным, но в тоже время достаточно удобным инструментом является всем знакомый Excel, который легко настроить под ваши нужды, добавляя необходимые вам функции.

В этой программе вы можете создать собственные таблицы для учета периодичности прихода и расхода средств, обозначить необходимое количество статей доходов и расходов, и что важно - планировать будущие траты.

Доходы легче учитывать, если разбить их на группы. Основной будет вероятно группа «Работа». В ней статей доходов может быть несколько - в зависимости от источника получения доходов. Например: зарплата, пособие, репетиторство, частный извоз и.т. д.

В группе «Инвестиции» могут быть такие статьи как «Депозит», «Недвижимость», «Кредит», «Ценные бумаги». В этой группе вы будете учитывать как свои траты на эти статьи, так и доходы в виде дивидендов, процентов по вкладам, ренты от сдачи квартиры.

Расходы тоже можно разделить на группы, включающие в себя необходимое количество статей. К примеру, группа «Содержание» может включать в себя такие статьи как «Квартира», «Транспорт», «Одежда», «Продукты», «Дети», «Подарки», «Отдых», и конечно, пункт «Разное».

Каждая статья также может содержать несколько подпунктов. Скажем, в разделе «Квартира» могут быть графы «квартплата», «электричество», «телефон», «интернет».

А в разделе «Транспорт»- «страховка», «бензин», «техобслуживание». Все, что не подходит к основным статьям, пишется в графу «Разное» - это могут быть расходы на парикмахерскую, книги, химчистку. Сюда же записывайте суммы, которые неизвестно куда были потрачены и просто «уплыли» из вашего кошелька.

Конечно, у вас могут быть свои статьи, по которым вам удобно было бы контролировать учет финансов. Скажем, аренда квартиры, алименты, образование, спорт и другие. Вы можете разбивать бюджет на столько пунктов, сколько вам нужно. Кому-то хочется более скрупулезно знать движение своих денежных потоков, а кого-то напрягает такой детальный учет.

Если вы правильно составите таблицу и умеете пользоваться простейшими формулами, то программа сама будет подсчитывать ваш баланс расходов и доходов, как по каждой статье в отдельности, так и в целом.

Для тех, кто не хочет заниматься настройками собственной программы, существует огромное множество готовых продуктов для учета финансов. Их можно скачать в Интернете бесплатно, или купив более профессиональные версии.

Выбор достаточно широк, и человек, решивший найти для себя подходящий вариант часто не знает, на какие параметры обратить внимание.

Один человек хочет записывать все свои расходы, включая покупку шоколадки в киоске, а другой считает необходимым фиксировать только крупные расходы. Некоторые ведут только свой учет, а иные хотят вести семейный учет, распределяя расходы и доходы по нескольким пользователям, но при необходимости суммировать данные и формировать общий отчет.

Но в любом случае, программа должна обладать легко меняющимися настройками, чтобы каждому желающему можно быть «подогнать» ее под себя, учесть индивидуальные особенности и желания пользователя.

Еще одним требованием к программе является соответствие продукта экономическим особенностям той страны, в которой ее будут использовать. Например, в Беларуси не очень удобно будет пользоваться программой для США, которая учитывает налоги и такие статьи расходов как проценты от дивидендов и акций взаимных фондов, которыми владеет подавляющее большинство американцев.

Необходимым параметром работы программы является корректный перевод из одной валюты в другую, то есть конвертация всех доходов и расходов по текущему курсу. Некоторые из программ в реальном времени даже обновляют курсы валют через Интернет.

Также обязательным для многих фактором будет экспорт данных (например, в тот же Excel).
Возможность добавления категорий и подкатегорий для каждого пользователя является очень полезной опцией, потому что время от времени возникают новые статьи расходов.

И последним критерием выбора программ является стоимость программы или возможность пользоваться этой программой бесплатно.

В качестве примера рассмотрим несколько вариантов, которые предлагаются в интернете.

1. Личные финансы (AbilityCash Beta)

Адрес в интернете: http://www.dervish.ru/about.php  

Плюсы:
Отличный сайт с поддержкой программы, мгновенная загрузка. Версия «Бета» содержит прекрасную справку с хорошо продуманной структурой. Отсутствие ограничений на количество вводимых пользователем категорий расходов, доходов и платежных агентов. Работа с неограниченным количеством счетов и валют.

Есть возможность загружать курсы валют из Интернета.

Недостатки: очень простой (даже чересчур) и строгий интерфейс без изысков. Нет демоверсии с примерами.
Маленький размер файла.
Стоимость: бесплатно

2. Программа «Учет личных финансов»

Адрес в Интернете: http://www.palyanov.ru/russian/index.htm  

Первое, на что хочется обратить внимание - это необычный интерфейс, сделанный не в виде таблицы, а в наглядной форме, благодаря которому переход к нужной записи в журнале или отчету может быть осуществлен всего за пару кликов мышью.

Вы можете определить собственные «копилки», чтобы удобнее было отслеживать, сколько денег у вас на что отложено. Существенная особенность «Учета личных финансов» — поддержка всех существующих валют и возможность вести учет по любому количеству валют одновременно.

Имеется подробное справочное руководство, помогающее быстро освоить работу в программе. Автоматическое резервное копирование данных, позволяющее в случае сбоя компьютера без проблем восстановить всю информацию.

Недостатки: Программа не ведет детальной базы участников операций и не напоминает о событиях. Нет возможности распечатать отчеты.
Стоимость:10 $.

Программа распространяется в виде демонстрационной версии с 20-дневным испытательным периодом. Также имеется бесплатная облегченная версия с неограниченным сроком действия.

3. Программа «Домашние финансы» PRO

Адрес в Интернете: http://www.lab-1m.ru/  

Программа предназначена для тех, кому нужен более мощный инструмент управления домашней бухгалтерией или финансами предпринимателя, сочетающий надежность, простоту и чрезвычайную гибкость при организации движения средств.

Особенности программы: многосчетная, мультивалютная организация финансовых потоков; мощный ежедневник с периодическими событиями и напоминаниями; организация хранения информации о долговых обязательствах, кредитах и процентных выплатах.

Кредитный калькулятор; печать долговых расписок и многое другое.

Недостатки: тяжело загружается, содержит очень большой объем разнообразных функций, в которых не так просто разобраться. Несколько раздражает необходимость подтверждения своих действий, которые программа запрашивает при большинстве операций.

Стоимость: 14 $. Есть бесплатная облегченная версия.

Как мы видим, у каждой программы есть свои достоинства и недостатки. И Вы можете сами протестировать любой из подобных продуктов и найти тот, который устраивает именно Вас.

Итак, если Вы все-таки решили заняться учетов Ваших финансов и выбрали программу по душе, то главное - набраться терпения. В первые два-три месяца тяжело дисциплинировать себя и учитывать все траты. Но постепенно это входит в привычку. Главное выбрать подходящую именно вам методику.


Определения

Финансовая независимость - это уровень жизни, при котором не нужно каждый день идти на работу, средства для жизни дают прибыль от каких либо инвестиций. (Например проценты с банковского депозита или арендная плата за недвижимость.) 

Активы - это то что вам приносит доход. (например квартира которую вы сдаете в аренду или автомобиль который вы используете для зарабатывания денег в такси)

Вопросы:
1. Для чего нужен финансовый учет?
2. Какие статьи из расходов на содержание оказались для вас неактуальными?
3. Какие дополнительные статьи вы решили добавить в перечень статей расходов на содержание?
4. Для чего доходы и расходы разбиваются на группы?
5. Попробуйте спрогнозировать, какая сумма получится в разделе «Расходы на содержание» по итогам месяца. Запишите ваш прогноз. При подведении итогов за месяц сравните получившийся по факту результат с вашим прогнозом.
Любовь Закревская специально для проекта Финансовая грамотность www.infobank.by
Задать вопрос


Внимание! Все поля являются обязательными
Имя:  
E-Mail:  
Защитный код:    Код
Вопрос:
 
 
 
 


 
Генеральный партнер проекта
сундук