Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
973

В проекте «Просто о сложном» FINANCE.TUT.BY вместе с юридической компанией REVERA продолжает разбираться с правовыми аспектами различных сторон нашей жизни. Сегодня руководитель судебной практики, адвокат Оксана Котел расскажет о том, чем грозит неуплата налогов или уклонение от их уплаты.

Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства. Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно. Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Какие налоги, сборы (пошлины) существуют в Беларуси

Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

 

Республиканские

Местные

Особые режимы налогообложения

Налоги

— НДС и акцизы

— налог на прибыль

— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

— подоходный налог с физических лиц

— налог на недвижимость

— земельный налог

— экологический налог

— налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

— налог за владение собаками

— налог при упрощенной системе налогообложения

— единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

— единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

— налог на игорный бизнес

— налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

— налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

— единый налог на вмененный доход

Сборы (пошлины)

— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

— офшорный сбор

— гербовый сбор

— консульский сбор

— государственная пошлина

— патентные пошлины

— таможенные пошлины и таможенные сборы

— утилизационный сбор

— сбор на финансирование государственных расходов

— курортный сбор;

— сбор с заготовителей

— сбор за осуществление ремесленной деятельности

— сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

К чему приводит неуплата налогов (сборов) в бюджет

В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:

Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);

Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Пример расчета пеней:

Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.

Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.

Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:

25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)

24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)

Формула расчета пеней:

(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.

Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.

В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.

Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.

Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).

Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:

  • 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
  • 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).

В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.

В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).

Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).

Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.

В каких случаях неуплата налогов не является административным правонарушением

Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:

  • Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
  • Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
  • Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
  • С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.

Каковы сроки давности и порядок привлечения к административной ответственности за неуплату налогов

Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).

За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).

Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.

При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.

Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.

Что такое уклонение от уплаты налогов и когда это является уголовным преступлением

Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законом налоговые платежи в бюджет.

Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:

  • если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
  • причиняет ущерб в крупном или особо крупном размерах.

Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:

1) Сокрытие налоговой базы — это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает этот доход в своей налоговой отчетности (по сути утаивает его, скрывает факт получения этого дохода).

Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако эти доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).

Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.

Здесь отметим, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП или ЮЛ и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность.

2) Умышленное занижение налоговой базы — выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносятся не соответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).

Как пример: ситуация, когда ЮЛ или ИП сознательно взаимодействуют с лжеструктурами, то есть оформляют не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль.

3) Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — проявляется, если умышленно не предоставить ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога.

4) Внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений — умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.

*Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).

Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включаются.

При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1000 базовых величин — это 210 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь.

Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2500 базовых величин — это 525 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь.

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности

К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

Это:

  • физические лица — плательщики;
  • индивидуальные предприниматели;
  • руководители (директора) ЮЛ-плательщиков;
  • бухгалтеры и другие должностные лица ЮЛ-плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
  • лица, которые фактически осуществляли руководство ЮЛ-плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.) при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
  • лица, организовавшие или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п., такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.

Каково наказание за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:

  • в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
  • в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.

Могут ли освободить от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Если лицо впервые совершило уклонение от уплаты налогов в крупном размере (такое преступление является менее тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности судом, прокурором или следователем с согласия прокурора в следующих случаях:

1) С привлечением к административной ответственности, если:

  • это лицо возместило ущерб (то есть уплатило налоги и пени в полном объеме), а также
  • если будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания.

2) Без привлечения к административной ответственности, если это лицо:

  • после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления;
  • возместило причиненный преступлением ущерб;
  • внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50% неуплаченного налога, но не менее 30 базовых величин.

Если лицо совершило уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (такое преступление является тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности президентом Республики Беларусь, если это лицо:

  • раскаялось и способствовало раскрытию преступления;
  • добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам;
  • способствовало устранению других последствий совершенного преступления.

На практике для освобождения от уголовной ответственности по данному основанию лицу необходимо возместить ущерб (то есть уплатить сумму налога) с определенным коэффициентом, размер которого варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Можно сказать, что таким образом государство компенсирует свои расходы и вред, который причинен преступлением его интересам.

Порядок освобождения от уголовной ответственности в данном случае предусмотрен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденных указом президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250 (с изменениями и дополнениями).

Порядок освобождения от уголовной ответственности следующий:

1) Лицо, раскаявшееся в совершенном преступлении, добровольно уплатившее налоги и начисленные пени в полном объеме, возместившее иные расходы, пишет личное ходатайство на имя президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности, которое направляется в администрацию президента Республики Беларусь.

2) Поступившее ходатайство рассматривается специальной комиссией по вопросам помилования, созданной при президенте Республики Беларусь.

При рассмотрении ходатайства принимаются:

  • степень общественной опасности совершенного преступления;
  • раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления;
  • возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам;
  • уплата дохода, полученного преступным путем;
  • устранение иных последствий преступления;
  • данные, характеризующие его личность и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности.

3) Решение президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности принимается в форме указа, который в 3-дневный срок с момента его издания направляется генеральному прокурору для исполнения. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, ознакамливается с данным указом.

4) Прекращение уголовного дела в отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности, осуществляется соответствующим прокурором.

В заключение отметим, что каждый случай уклонения от уплаты налогов строго индивидуален. При решении вопроса необходимо анализировать и разбираться во многих обстоятельствах:

  • произошло ли уклонение теми способами, которые указаны в законе;
  • правильно ли определены нормы налогового законодательства, действовавшие на день совершения преступления, которые нарушены;
  • правильно ли определен налоговый период (периоды), в который совершено уклонение, а также объект налогообложения, вид неуплаченных налогов;
  • правильно ли посчитан размер причиненного ущерба в денежном выражении (сумма неуплаченных налогов);
  • доказано ли в действиях лица наличие состава уклонения от уплаты налогов и т.п.

В этой связи лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов, или которые предполагают, что такое дело может быть возбуждено, рекомендуется обратиться за юридической помощью и найти адвоката, который будет осуществлять защиту. В противном случае попытки самостоятельной защиты могут привести к необоснованному давлению со стороны следственных органов, процессуальным нарушениям при производстве по уголовному делу и существенному завышению суммы вменяемого ущерба.



Источник: finance.tut.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Смотрите также

Наши сервисы:
Только в этом разделе — самые актуальные и выгодные курсы покупки и продажи доллара, евро и российского рубля, а также — наиболее распространенных цветных валют. Теперь вам не нужно искать обменники на карте или в интернете. Для вашего удобства анимированная карта встроена в наш раздел. Но и это еще не все — в разделе вы легко найдете  кросс - курсы обмена валют, курсы обмена по карточкам, курсы валют от Нацбанка и несколько простейших графиков, чтобы отследить изменения на валютном рынке.
Накопили определенную сумму в белорусских рублях или долларах? Сомневаетесь, в какой банк ее отнести, чтобы получить наилучший процент? Подозреваете, что процентный доход в вашем банке не самый лучший? Тогда наш калькулятор создан для вас. Просто введите вашу сумму, валюту вклада и срок, на который хотите разместить средства, наше приложение само подберет вам лучшие депозиты во всех банках Беларуси. Вам останется только пойти в банк.
Нужен кредит? Не знаете, какой банк выбрать? Кредитный калькулятор поможет в любой ситуации. Вам нужно просто ввести сумму, которую вы хотите взять, назвать срок кредитования и время, за которое вы хотите получить кредит.  Наш калькулятор выберет для вас самую НИЗКУЮ ставку, рассчитает график платежей, перечислит особенности, на которые стоит обратить внимание. И, конечно же, произведет расчет переплаты и полной процентной ставки.  С Кредитным калькулятором от Infobank.by брать кредиты стало выгоднее!
Никто не хочет потерять сбережения на очередной девальвации! Но что делать, когда доходность рублевых депозитов выше, чем долларовых? Ответ прост — держать деньги на вкладе в белорусских рублях, а когда курс доллара начнет расти, перевести вклад в валюту. Когда же это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы создали Калькулятор валютных рисков рублевого вклада. Он проводит сравнение доходности по рублевому и валютному вкладу, а также — анализирует динамику вашего дохода в зависимости от изменения курса доллара! 
Когда нас обижают хулиганы, мы пишем заявление в милицию? А что делать, если обидел банк? Как достучаться до его руководства в Минске, если вы живете в небольшом белорусском городке? Ведь банк большой, клиентов у него много и услышать ваш крик о помощи  или вашу жалобу руководитель банка просто не сможет. Выскажите свое мнение в нашем разделе «Отзывы о банках». Подробно опишите, где и когда вы столкнулись с трудностями, поставьте оценку банку (не стесняйтесь!) и ждите реакции. Она обязательно будет! А может быть, вы хотите похвалить банк или его сотрудников, тогда вам снова в наши «Отзывы»!!!
Депозиты приносят существенный доход их владельцам, а также помогают сберечь деньги от посторонних глаз. Но, согласитесь, не всегда есть время, чтобы зайти в банк и снять нужную сумму, если она вдруг понадобится. К тому же, по депозитам, чаще всего, предусмотрено понижение процентного дохода в случае досрочного снятия части средств. Обидно? Конечно! Но к счастью банки предлагают сберегательные карточки, проценты по которым практически не уступают ставке по  депозитам, а деньги доступны 24 часа 7 дней в неделю. Выбрать сберегательную карточку вам поможет наш уникальный сервис.
 
Банки, как и люди, очень по-разному относятся к новым клиентам. Если вы решили оформить депозит или карточку, перевести деньги родным, оплатить коммунальные платежи в незнакомом банке, вам не нужно «покупать кота в мешке». Достаточно заглянуть на страницы проекта «Потребительский опыт», и узнать, чего же стоит ожидать от сотрудников того или иного банка. Наши корреспонденты уже проникли во многие банковские отделения и делятся с вами своими впечатлениями…
 


 
сундук