Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Глас народа. Деньги и дети 31.01.11

Глас народа. Деньги и дети 31.01.11

        31 января 2011 г.


Глас народа. Деньги и дети


«Глас народа» - это проект, направленный на изучение мнения людей о банках и банковских услугах. Сегодня мы расскажем об отношении минчан к такому деликатному вопросу как финансовое воспитание собственных детей. Стоит ли давать детям карманные деньги, приучать их с малолетства работать и как научить детей правильно распоряжаться деньгами. Вот о чем мы спрашивали наших респондентов.

Вначале, по традиции, немного статистики. На сей раз мы опросили всего 12 человек, зато мы имели возможность задать каждому по шесть вопросов. Мужчины и женщины распределились абсолютно поровну – по шесть человек. По возрастному признаку среди наших респондентов не оказалось молодых людей в возрасте до 30 лет, но было опрошено восемь людей средних лет (от 30-ти до 50-ти), и еще четверо были преклонного возраста (свыше 50-ти).

Теперь представляем вашему вниманию результаты ответов.

Вопрос №1. Даете ли вы или собираетесь давать своим детям карманные деньги?

Практически все респонденты ответили, что положительно относятся к выдаче некоторой суммы денег ребенку. Только одна респондентка ответила, что не давала денег ребенку, и он сам не просил.

Однако, тут надо разделить всех опрошенных на тех, кто еще только предполагает это делать (пока детей просто нету или они малы), и тех, кто уже имеет жизненный опыт воспитания детей в финансовом плане.

Люди из первой группы, в основном, делились своими предположениями о том, что на карманные расходы они будут давать, но действовать будут исходя из потребностей и возраста детей.

Респонденты из второй группы обычно говорили, что давали детям денег не слишком много денег и не часто. В основном, это были карманные расходы, средства на обеды и мелкие развлечения. В общем, как нам показалось, люди были довольны отношением собственных детей к деньгам.

Хотя многие и отмечали, что дети в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта к деньгам подходят более безответственно, покупают безделушки и фаст-фуд. Поэтому их нужно готовить к общению с деньгами, правильно воспитывать. С другой стороны, вспоминая собственное, иногда не слишком сладкое детство, люди не хотели бы видеть своих детей нуждающимися и дрожащими над каждой копейкой.

Вопрос №2. Нужно ли детям просто давать деньги, или делать это за что-то?

Почти половина (пятеро) ответили, что деньги дают детям «просто так». Обычно речь идет о мелких суммах на расходы, которые дети получают раз в два-три дня.

Двое были твердо убеждены, что правильнее будет давать деньги детям «за что-то», ссылаясь при этом на западную практику. Только так, по мнению наших респондентов воспитывается правильное отношение к деньгам.

Столько же людей посчитало, что денег вообще лучше детям не давать, дабы не развивать в них меркантилизм. А трое участников нашего опроса ответили, что действуют по обстоятельствам.

- Бывают разные дети. Некоторые садятся на голову, а другие видят, что денег мало, и не просят лишнего, - говорили они. - Разные условия и заработки в семьях.

- Не нужно навязывать ценность денег, вначале надо воспитывать детей, установить с ними психологическую связь и привить мнение, что деньги – не самоцель, а только средство для достижения материальных благ.

Кроме того, слышались мнения, что надо давать деньги, для того, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным на фоне сверстников и не обижался на родителей.

Вопрос №3. Должны ли дети подрабатывать и с какого возраста?

Что интересно, довольно много респондентов выступило категорически против того, чтобы дети подрабатывали (пятеро). При этом не было выраженной возрастной тенденции, то есть о вреде труда за деньги в детстве выступали как пожилые, так и относительно молодые люди. С другой стороны, можно проследить отчетливую зависимость – эти люди либо имели собственный негативный опыт, либо вообще не имели опыта общения с деньгами в детстве. Основной посыл, который звучал - нельзя чтобы дети работали, так как дети должны учиться, работа будет негативно отражаться на учебе. Одна из респонденток даже выступила за неприятие подработок студентами.

Остальные – не были так категоричны в осуждении работы детей. В основном, слышались мнения, что в младшем возрасте работа должна сводиться к помощи родителям по дому, а настоящий труд можно начинать со среднего или старшего школьного возраста. Однако, работа детей рассматривается нашими респондентами скорее не как обязательство, а как возможность или хобби детей:

- Работать можно, но под присмотром родителей…не стоит увлекаться, наши дети не настолько бедные, жить есть на что.
- Дети должны учиться, работать можно только если это в удовольствие и как хобби, с лет 14-ти.
- Дети не должны работать, но если есть желание – пожалуйста.

Таким образом звучат мнения наших респондентов.

Вопрос №4. Как вы относитесь к специальным банковским услугам, предназначенным для детей (карточки, депозиты и т.п.), и собираетесь ли ими пользоваться?

Сразу оговоримся, что только один человек из опрошенных нами уже использует специальный банковский продукт – вклад на ребенка. Однако, потенциально почти половина опрошенных выступила за данные продукты. Некоторые затруднились ответить, будут ли они лично пользоваться такими услугами, но в пользе вкладов, карточек и других продуктов они не сомневаются.

В принципе, многие уже на собственном опыте убедились в пользе финансовых услуг, и теперь не против способствовать тому, чтобы дети учились использовать аналогичные продукты, тем самым готовились ко взрослой жизни.

Вот слова одного из наших респондентов:

- Это правильно, когда при рождении ребенка, как в Грузии, в землю закладывался сосуд с вином и его открывали на свадьбу. Вот так же нужно поступать и нам в отношении детей – открывать трастовый счет. Правильнее давать возможность доступа к счету с 21 года, так как в 18 лет молодой человек еще не сможет правильно им распорядиться

Из оставшихся шестерых трое пока просто не задумывались об этом, а трое не считают нужным использовать данные продукты по принципиальным соображениям. Причины, которые высказывались – негативное воздействие на самих детей либо собственные сомнения и недоверие банковской системе, которое базируется еще на событиях 90-х годов.

Вопрос №5. Расскажите о своем опыте общения с деньгами в детстве.

Сразу скажем – не все их опрошенных нами имели опыт общения с деньгами в детстве. Пятеро респондентов, в основном, люди старшего поколения, говорили о том, что из-за тяжелого финансового положения их семей в детстве почти не знали, что такое карманные деньги. По меткому выражению одного из них «и мандарин был большим праздником, а детей уж точно деньгами не баловали, поэтому мы к ним относимся с бóльшим пиететом, чем нынешняя молодежь». Двое из них стали работать за деньги уже после средней школы, когда средства понадобились семье.

Трое других респондентов рассказали о том, что в детстве средства получали исключительно в качестве карманных денег на мелкие расходы. У кого-то получалось копить лучше, у кого-то – хуже. Но рано или поздно, деньги тратились на более-менее крупные безделушки. У одного молодого человека был и отрицательный опыт, когда накопленные деньги он использовал на сигареты. С высоты прожитых лет все респонденты оценивали свои детские покупки как ненужные и бесполезные.

Трое оставшихся помимо карманных денег имели и опыт заработков. Были названы многие из традиционных видов неквалифицированных работ, с помощью которых школьник может заработать копейку: распространение листовок, сдача бутылок, мелкий ремонт для сверстников. Но был высказано и разочарование - от детей много требуют, но мало платят.

Вопрос №6. Как этот опыт отразился на вашем дальнейшем отношении к деньгам?

Нельзя сказать, что наличие или отсутствие опыта общения с деньгами в детстве однозначно сказалось на отношении к финансам во взрослой жизни. Но практически все говорили о том, что если в детские годы и была склонность транжирить все, с возрастом приходит желание экономить:

- Тогда, если были деньги – я все покупала, - сказала одна из респонденток, - а сейчас полный карман денег, а себя спрашиваю «действительно ли я хочу эту банку колы».

Многие также говорили, что желание трудиться привили родители, и что важны не деньги, а именно желание работать.

- К деньгам нужно относиться не как к священной корове, - советует один из респондентов. - Многих большое количество денег портит в человеческом плане. Я свои деньги вкладывал в то, что запомнится, в поездки, интеллектуальный рост. Лучше расти внутренне.

Было высказано мнение, что постоянное снабжение детей деньгами «за просто так» негативно сказывается на дальнейшей жизни:

- Были периоды, когда думал, что деньги будут всегда, - поделился своим опытом другой человек. – У меня не было желания зарабатывать, и теперь мне неудобно перед родителями за такие моменты.

В целом, можно сказать, что большинство опрошенных нами людей исповедует умеренность в вопросе выдачи своим детям карманных денег. Тут надо учесть, что многие из нас жили еще в советское время, когда официально не было не только секса, но и богатых людей, и финансового образования вообще. Поэтому отношение к деньгам формировалось с учетом советских реалий. Правильно это или нет – это уже другой вопрос. Так было.

Вероятно поэтому, так много людей до сих пор не принимают даже мысль о том, что ребенок может подрабатывать. С другой стороны, радует то, что большинство опрошенных нами, даже люди более старшего поколения, высказывались за пользу воспитания детей в финансовом плане. Они предпочитают не баловать своих детей деньгами, а действовать по обстоятельствам и приучать детей к тому, что деньги надо зарабатывать своим трудом. И обязательно – честным. Это было краеугольным камнем во многих отзывах.

www.infobank.by


 
сундук