Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Новости компаний  >  Форум - Управление рисками

Форум - Управление рисками
11 апреля 2008 г.

Агенство EventMedia опять порадовало полезным форумом :

 « Управление рисками при инвестициях в новых условиях: анализ, оценки, минимизации. Зарубежный капитал: участие в оздоровлении убыточных предприятий. Совершенствование отчетности (МСФО)».


Форум прошел в Минске 11 апреля.

Интерес к мероприятию был большой, конференц-зал был полон.

Ведь до сих пор риск-менеджменту в нашей стране уделялось не много внимания. Основную информацию можно было получить только из книг и учебников. Но как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Интересно было выслушать мнения экспертов и реальный опыт, которым делились участники форума.

Открыл форум Олег Зиновьев директор РУП «Национальное инвестиционное агентство»- представитель Министерства экономики РБ.
Его доклад звучал как Основные аспекты государственной политики Беларуси в сфере иностранных инвестиций. Г-н Зиновьев познакомил нас с теми программами, которые предпринимает правительство для привлечения иностранных инвестиций в нашу страну. Конечно, некоторые скажут, что эти программы нужно было принимать раньше и в большем объеме. Но… что есть, то есть… Государство действительно за последнее время сделало довольно много в этом направлении – это и налоговые преференции для новых предприятий в сельской местности, и отмена института «золотой акции» (респект Национальному Банку РБ, инициировавшему эту отмену).

Далее выступил Андрей Дрозд, директор представительства компании «Ньюс Медиа» (Москва). Он рассказал о неудачном опыте инвестирования российский компании «Ньюс-Медиа» (газеты «Твой день», Жизнь») в Беларуси. Вкратце ситуация такова – представители российской медиа-компании оказались просто не знакомы с особенностями ведения бизнеса в Беларуси. Они сделали все по учебнику – сделали бизнес-план, утвердили бюджет, открыли юридическое лицо, набрали штат сотрудников (журналистов, редакторов и т.д), арендовали помещение и т.д.
И только потом подали заявку на регистрацию средства массовой информации в Министерство информации РБ. Им отказали … Итого - из – за просчета на этапе организации, или, говоря по научному, неправильного риск-менеджмента, российская компания понесла чистых убытков на круглую сумму – порядка 200 000 долларов США.
Этот пример подтверждает, как важно на предварительном этапе просчитать все риски. Ведь получается - чем масштабнее проект, тем более тщательно нужно подходить к учету всевозможных рисков.

Варвара Монахова, заместитель руководителя отдела бизнес-планирования ЗАО "Институт независимой экспертизы" (ИНЭП), познакомила слушателей форума с анализом иностранных кредитных линий, привлекаемых для финансирования инвестиционных проектов в нашей стране. Интересно было узнать о том, что есть разница в процентной ставке, оговариваемой при выдаче кредита, и в реальной процентной ставке, в которой учитываются все затраты на этот кредит. Например, инвестиционная китайская кредитная линия для белорусского предприятия выдается под 3,65% годовых, в юанях (ставка, конечно же, минимальная). Но в итоге (с учетом прибыли белорусских банков, и т.п.), процентная ставка становится 7,6% (!). Что-то знакомое, не правда ли? Напоминает обычный потребительские кредит – ставка 14%, а как посчитаешь все дополнительные платежи – получается более 20%. От Варвары Монаховой мы также узнали, что самый привлекательный кредит - не китайский, а иранский. Он обходится в 6,5%. Для сравнения: немецкий - в 7,5%. Напомню, что здесь речь идет о громадных суммах, привлекаемых в экономику страны, поэтому имеет значение даже сотая часть процента.

Олег Старовойтов, антикризисный управляющий по Могилевской и Гомельской области, поделился опытом работы с предприятиями – банкротами. Статистика неутешительная. Из 60 проведенных им дел всего в двух случаях получилось оздоровить убыточные предприятия. Главная причина банкротств – неэффективное управление. Опять же, возвращаясь к теме семинара, хочется вспомнить народную пословицу «семь раз отмерь, один - отрежь». Она, как нельзя более кстати показывает, как важно учесть все риски при принятии важных управленческих решений. Кстати, в одном из случаев благополучного исхода был применен механизм лизинговой сделки. Когда убыточное предприятие приобрели в лизинг единым имущественным комплексом. Сейчас это крупнейший крытый рынок в Могилеве. Отвечая по поводу лже-банкротств, Олег Старовойтов рассказал о двух подлбных случаях с 2004 года.

Эдуард Пилькевич, Глава Представительства «HOCK Training» в Республике Беларусь, провел свое выступление очень просто и доступно. Он указал на важность доверия и понимания при привлечении инвестиций. А какое может быть понимание, если у нас бухгалтерский учет ведется по нашим требованиям, а инвестору нужны реальные показатели хозяйственной деятельности предприятия? В этом случае на помощь приходит МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). Эти стандарты более приближены к управленческому учету, их основной принцип – объективная реальность. Они отражают реальную стоимость активов предприятия и других показателей финансово-хозяйственной деятельности. Кстати, компания «HOCK Training» является признанным авторитетом в сфере МСФО, и за 2007 год подготовила порядка 100 сертифицированных специалистов. По словам Эдуарда Пилькевича, процент успешной сдачи экзаменов (60%) - довольно хороший показатель.

Тему МСФО поддержала Ирина Завалишина, аудитор, консультант компании «HOCK Training» (Россия). Она поделилась опытом работы в России. Теперь любой банк при выдаче коммерческого кредита требует предоставление отчетности по МСФО. Также Ирина Завалишина охарактеризовала главную цель МСФО – предоставление достоверной и полной информации о финансовых результатах работы предприятия, и коснулась в своем выступлении особенности профессии «внутренний аудитор». С 2008 года компания «HOCK Training» впервые начинает подготовку по этой специальности, которая является на данный момент одной из самых востребованных, на русском языке. Белорусские банки начиная с этого года всю отчетность обязаны вести по правилам МСФО. Не за горами и полный переход на международные стандарты. От этого никуда не уйти, чем более интегрированы мы будем в мировую экономику, тем скорее это понадобится.

Тема рисков стоит рядом с темой страхования. Андрей Данильчик,директор ООО "СтрахЭкспертГрупп“ , рассказал о положении страхования в Беларуси.
Выступление получилось живым и запоминающимся, был заметен большой опыт публичных выступлений докладчика. По выступлению Андрея Данильчика можно сделать следующие выводы:
1- Страхование успешно развивается
2- Страховые компании предлагают широкий перечень страховых продуктов.
3- Государство четко контролирует страховой рынок, и банкротства страховых компаний – практически невозможны.
4- При выборе страховщика основное внимание нужно обращать на собственный капитал компании.
5- Страхование не может перекрыть все риски.

Основные виды страхования, доступные в данный момент в Беларуси:
• Страхование грузов.
• Страхование основных фондов предприятий (от пожара, наводнения и т.п.).
• Страхование оборудования от поломок (после окончания гарантийного срока).
• Страхование убытков вследствие вынужденного простоя предприятия.
• Страхование промышленно-строительных рисков.
• Страхование профессиональных рисков.
• Страхование рисков перед третьими лицами.
• Страхование финансовых рисков.
• Страхование жизни и здоровья.
• Пенсионное страхование.
• Страхование информационных рисков.

Далее выступил Михаил Бороздин, руководитель собственной консалтинговой компании, рассказавший о правильном расчете бизнес-проектов.

В своем выступлении Илья Крайко, директор международной аудиторской компании «Deloitte&Touche» (Беларусь), также коснулся темы МСФО с позиций аудитора, и описал ряд предложений своей компании:
• Оценка готовности предприятий к международному аудиту
• Помощь в трансформации бухгалтерской отчетности в отчетность по МСФО
• Обзорная проверка финансовой отчетности
• Аудит финансовой отчетности предприятия
• Аудит пакета финансовой отчетности для консолидации

Тему МСФО продолжил Андрей Жигалко, руководитель консалтинговой компании «ЭкаунтинСервис», сертифицированный бухгалтер-практик (САР). Он рассказал о проблеме учета валютных рисков. Для примера он использовал ситуацию Минского автозавода, который некоторое время назад взял выгодный кредит в китайских юанях. Однако, с учетом произошедшей в последнее время ревальвации китайского юаня на 50%, теперь этот кредит совсем не выгоден предприятию.

Справка infobank.by: РЕВАЛЬВАЦИЯ - повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Также Андрей Жигалко обратил внимание на то, что аудит по сути своей является механизмом защиты от недобросовестных инвесторов, которые могут прийти с очень простой и экономически выгодной для них целью – купить предприятие за небольшие деньги, и потом продать по частям за гораздо большие. Проведение аудита предприятия компаниями из первой 4-ки - является хорошим показателем. Андрей Жигалко отметил, что на данный момент МСФО необходимы тем, кто хочет привлечь иностранные инвестиции. В краткой форме были рассказаны способы переноса белорусской бухгалтерской отчетности в МСФО.

Первый способ – метод переноса (трудоемкий и дорогой) подходит для разового применения. Его суть заключается в названии – вручную переносится информация, а потом проводятся многочисленные корректировки.

Второй способ – метод транзакции (прогрессивный и недорогой) незаменим для постоянного использования. Его суть в том, что для каждой бухгалтерской проводки прописывается аналог проводки в МСФО.

Из программ, которые можно использовать для МСФО, он отметил 1С 7.7 и 1С 8.0, обратив внимание на то, что основная сложность - это написание и постановка задач под конфигурирование данных программ.

Про ситуацию на рынке труда мы узнали от Светланы Коростелевой директора консалтинговой компании "КВАДРАТ". Она просто и понятно осветила текущую ситуацию и обрисовала перспективу, которая такова – высококвалифицированных кадров не хватает, а в будущем будет еще больше не хватать.
А теперь посчитаем деньги в чужих карманах (говорят что нехорошо, зато как интересно! :-)  ).  Информация по рынку труда в Минске.
Директор компании – средняя заработная плата 5000-5500$ в месяц
Коммерческий директор - средняя заработная плата 1800-3000$ в месяц
Главный бухгалтер - средняя заработная плата 1800-2500$ в месяц
Заместитель директора по маркетингу - средняя заработная плата 1800-2400$ в месяц
Специалист по продажам - средняя заработная плата 500-1800$ в месяц
Секретарь-референт - средняя заработная плата 700$ в месяц

Подвел итог форума Дмитрий Сыч сертифицированный специалист в области Международных стандартов финансовой отчетности (ACCA DipIFR, CIPA), аттестованный аудитор. Он сказал, что для учета всех рисков необходимо знание реальной обстановки на предприятии, а это знание как раз и дает МСФО – оценка активов идет по минимуму, а обязательств - по максимуму.

Наш отчет был бы неполным, если бы мы не упомянули про активного слушателя форума Владимира Лемеха, который задавал вопросы практически каждому докладчику и довольно часто вступал в не всегда нужную полемику.

Его позиция в кратком виде была такова – все, что есть в данный момент по инвестициям – неправильно, начиная с самого определения инвестиции в Инвестиционном кодексе РБ.

Справка infobank.by - Инвестиционная деятельность:
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Подведем итог: Чем чаще люди общаются между собой и делятся разнообразным опытом, тем легче потом приять правильное решение и, соответственно, ниже риск. Больше форумов, конференций, семинаров! Больше финансовой грамотности!



www.infobank.by
Более подробнее о теории и видах рисков можно прочитать здесь