Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Эра потебителя. Лизинг или кредит?

Эра потребителя. Кредит или Лизинг?
     Пароходы, самолеты, поезда, буровые установки и целые заводы — все эти грандиозные конструкции российские предприятия предпочитают брать в лизинг.

     Лизинг постепенно перестает быть заморской диковинкой для россиян. Лет пять назад обращение к финансовой аренде для российских предпринимателей средней руки было вынужденной мерой: кредит в банке светил немногим и давался он на драконовских условиях. Теперь получить банковскую ссуду гораздо проще, однако почитателей лизинга не уменьшилось. Наоборот — услуга набирает популярность и число клиентов лизинговых компаний растет в геометрической прогрессии.

     Лизинг vs кредит

     Аренда с отсроченным выкупом для большого числа компаний действительно интересная альтернатива банковской ссуде. Так, прежде чем принять решение о выдаче кредита, банк тщательно «сканирует» потенциального заемщика: изучает его кредитную историю, может потребовать в залог ликвидное оборудование да еще и перевода счетов к себе на обслуживание. Неприятным сюрпризом для клиента могут стать затраты на оценку закладываемого имущества и его страхование. Приобретение же оборудования в лизинг — менее затратная процедура. 

     Суть сделки проста: при лизинговой сделке имущество приобретает лизинговая компания, а клиент берет его в аренду и поэтапно выкупает. Именно по этой причине лизинговые компании, в отличие от банков, обычно требуют небольшой пакет документов, ограничиваясь проверкой деловой репутации клиента, не вдаваясь в подробности его финансового состояния. Не волнует их и залог. Ведь до последней выплаты оборудование остается в собственности лизинговой компании. В то время как то же самое оборудование, проданное в кредит, банк может отобрать у компании-должника только по суду.
Еще один плюс лизинга для предпринимателей — его дешевизна. Процентная ставка при таких сделках, как правило, выше ставки банковского кредита (за счет того, что лизингодатель закладывает свою маржу в стоимость средств), но клиент экономит на налогах и сопутствующих расходах. В частности, финансовая аренда позволяет экономить на налоге на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на себестоимость. А еще данный инструмент позволяет использовать ускоренную амортизацию объекта сделки, что быстро уменьшает его стоимость, а значит, скашивает налог на имущество.
Немаловажно и то, что предприятие получает возможность значительно отодвинуть «час расплаты» — до 5—7 лет (вместо 2—5 лет при кредитовании в банке). Это особенно важно, когда речь идет об оплате таких дорогих «товаров», как самолеты или морские суда, стоимость которых может зашкаливать за несколько миллиардов рублей.

     Все преимущества финансовой аренды настолько полюбились российскому деловому люду, что объем рынка лизинга к началу 2007 года вырос до $10—12 млрд. (против $6,5 млрд. годом ранее) — цифра, вполне сравнимая с рынком страхования.

     Популярность аренды с отсрочкой платежа (или, как иногда называют лизинг, финансовой аренды) заставила банкиров включить ее в свой продуктовый ряд. Через аффилированные лизинговые компании. Так, на рынке уже несколько лет функционируют «Альфа-Лизинг», «Авангард-лизинг», «Внешлизинг», «Номос-лизинг», «ММБ-лизинг», «РосЕвроЛизинг».

     Потребительский террор

     Еще каких-нибудь пару лет назад на рынке лизинга условия игры диктовали сами лизинговые компании. А потому могли позволить себе снимать сливки в виде высокой маржи (державшейся у большинства игроков сначала на уровне 5—7% от стоимости кредитных ресурсов, потом опустившейся до 3—5%). Клиентуру в основном составляли отвергнутые банками предприятия, которые радовались самой возможности хоть как-то получить ценное оборудование.

     Теперь ситуация изменилась. Период освоения целины и чуть ли не ежегодного удвоения рынка лизинга закончился. Сейчас на этом поприще работает около 400 компаний, из которых 90% — универсальные, то есть потенциально они могут сдать в лизинг все, что только разрешено законом, — любой вид оборудования, транспорта и даже недвижимости.
Все более ожесточенной становится и борьба за клиента. «Лизингополучатели стали очень привередливы, некоторые из них с порога заявляют, что согласны получить лизинговое финансирование под ставку, близкую к LIBOR, на 10—12 лет да еще с периодом отсрочки платежа от полугода до полутора лет при отсутствии какого-либо аванса и без всякого намека на дополнительное обеспечение, — сетует коммерческий директор компании «Петролизинг-менеджмент» Андрей Николаенко. — А далее, зная, что их требования заведомо невыполнимы, ждут наиболее близких к желаемым предложений лизингодателей. В результате сегодня выигрывают те компании, которые проявят дипломатический талант, терпимость и лояльность к потенциальным клиентам». Иного выхода, по мнению экспертов, уже не будет: теперь правила на рынке диктуют покупатели.

     Правда, большая часть этой клиентуры уже поделена между крупнейшими игроками, и оснований для широкомасштабного передела рынка нет. «Волатильность у клиентов достаточно низкая — переманивание состоявшихся лизингополучателей от конкурентов требует кропотливой работы и долгих уговоров. Особенно при реализации крупных проектов, когда для лизингополучателя важна прежде всего надежность партнера—лизинговой компании», — делится впечатлениями Александр Кожевников, генеральный директор ОАО «Авангард-лизинг».

     Борьба за клиента

     Наращивать бизнес лизингодателям придется по большей части за счет новых клиентов. Если еще совсем недавно эпицентр рынка лизинга находился в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь «центр тяжести» потихоньку смещается в регионы — в частности, на Урал, в Сибирь и Поволжье. По некоторым оценкам, сейчас около 50% сделок московские компании совершают за пределами столиц. 

     Становится больше и секторов, в которых разворачивается борьба за капризного клиента. По итогам 2006 года самым активным потребителем лизинговых услуг на российском рынке остается транспортный сектор: железнодорожный, автомобильный, воздушный. На него выпадает почти 50% всех сделок.

     По мнению гендиректора лизинговой компании «УралСиб» Елены Гущиной, на сегодня наиболее острая конкуренция наблюдается в секторе работы с быстрорастущим розничным сегментом. Уже сейчас на рынке автолизинга работает более 130 компаний, и им приходится всерьез бороться за место под солнцем. 

     Благодаря лизингу крупные и не очень компании обновляют свой автопарк чуть ли не ежесезонно, а начальство получает возможность с той же периодичностью менять шикарные авто. 

     Конкуренция с банковским и автокредитами заставила и лизинговые компании предложить клиенту экспресс-программы. Ежегодный прирост рынка автолизинга составляет около 40%, объем сделок превышает $1,5 млрд. 

     Менее развит лизинг оборудования для добычи полезных ископаемых (11% от общего объема рынка), энергетического оборудования (5%) и дорожно-строительной техники (4,5%). Хотя на прошлой неделе внести свою лепту в оживление конкуренции на рынке решило Минпромэнерго. Ведомство объявило конкурс по отбору проектов финансовой аренды в области гражданского судостроения. Пока в этом сегменте серьезных игроков нет. Помимо судостроителей и пароходств чиновники намерены пригласить для участия в нем ряд крупных лизинговых компаний. Отобранные проекты получат господдержку, объем которой, по некоторым оценкам, может достичь 6 млрд. рублей в год.

     Одним из самых недооцененных остается сегмент лизинга коммерческой недвижимости, на который сейчас приходится чуть более 1% всех сделок. Аналитики уверены, что в скором будущем он привлечет внимание крупных лизинговых компаний, имеющих доступ к большим и длинным деньгам. 

     А по словам гендиректора «Промсвязьлизинга» Сергея Килейникова, лизинговые компании сейчас могут занять нишу проектного финансирования, которую пока не заняли банки. 

     «Ситуация такова, что многим предприятиям в ближайшее время потребуется модернизация, а банки не готовы и не всегда умеют работать по сделкам, имеющим подобные масштабы и риски, — уверен Килейников. — Это поле для роста и развития крупных игроков лизингового рынка».

     Правда, нервируют российские лизинговые компании с иностранным капиталом. Так, появившиеся несколько лет назад «дочки» иностранных игроков — «Ханса-лизинг» и «Брансвик Рейл Лизинг» — уже заняли заметное место на российском рынке. 

     «Неоспоримое преимущество западных коллег — наличие достаточных финансовых ресурсов и технических возможностей для обслуживания большого числа клиентов, не теряя при этом в качестве, — считает Елена Гущина из ЛК «УралСиб». — Думаю, крупными российскими операторами это должно расцениваться как хороший стимул для того, чтобы становиться более инновационными и технологичными». 

     Между тем некоторые российские игроки рынка считают, что иностранцы пока им не конкуренты. Аргумент тут прост: нередко наши компании для заключения удачных сделок используют нерыночные механизмы, в число которых входит умение договориться с чиновниками. Иностранцы же этих навыков лишены.

     Не все, чего душа пожелает

     С одной стороны, компании декларируют рост конкуренции, но с другой — по сей день далеко не все желающие могут воспользоваться лизинговыми услугами. Множество компаний малого бизнеса безнадежно мыкаются от одной лизинговой компании к другой не в силах найти подходящий вариант. Игроки рынка объясняют свою «нелюбовь» к малому бизнесу просто: большинство таких предприятий и индивидуальных предпринимателей используют черную бухгалтерию. Однако даже те, кто ведет официальную отчетность, тоже не всегда могут воспользоваться финансовой арендой. У большей части «малышей» анализ отчетности показывает низкую финансовую устойчивость и прибыльность, что, естественно, не добавляет энтузиазма лизингодателям.

     Еще одна проблема рынка лизинга — вопрос возмещения НДС. По весьма примерным оценкам, у налоговиков осело около 27 млрд. рублей ($1 млрд.), возмещения которых лизинговые компании уже ждут от полугода до нескольких лет — почти как экспортеры. Другая причина того, что рынок развивается не такими темпами, как хотелось бы, — произвол налоговиков на местах. Он подкрепляется недоверием к лизингу еще с конца 90-х годов. Тогда этот инструмент использовался практически только для ухода от налогов. 

     Особенно остро налоговые органы реагируют на сделки возвратного лизинга. Суть таких сделок заключается в том, что предприятие может продать имеющееся у него оборудование или недвижимость лизинговой компании и сразу же взять его у нее в финансовую аренду. Данная комбинация дает возможность предприятию, испытывающему дефицит оборотных средств, сразу получить определенную сумму, которую можно пустить на развитие бизнеса. Однако в большинстве случаев налоговики пытаются оспаривать такие сделки как мнимые, заключенные для уклонения от уплаты налогов. По оценкам, будь налоговые органы в этом году менее взыскательными, темпы роста лизинговых платежей и объема профинансированных сделок были бы примерно на 10% выше нынешних.

     Кастинг

     Компаниям, заинтересованным в лизинге и подходящим под требования лизингодателей, приходится делать нелегкий выбор. Ведь число игроков на рынке велико, и их условия существенно разнятся. 

     Первым делом нужно соотнести предлагаемые условия со среднерыночными. Параметры среднерыночной сделки примерно таковы: аванс — 25—30% от стоимости оборудования за исключением сделок с автотранспортом и спецтехникой, удорожание товара — на 7—11%, срок выкупа — 3—5 лет (чем меньше срок, тем выше конечная стоимость объекта). Но не спешите хвататься за наиболее выгодное, на ваш взгляд, предложение. Возможно, вы просто чего-то не учли. Например, при сравнении условий различных компаний следует обратить внимание на то, какая из сторон — лизингодатель или лизингополучатель — осуществляет монтаж и страхование объекта лизинга, капитальный ремонт и текущее техобслуживание. Это особенно значимо влияет на итоговую сумму, которую вам придется потратить на закупку и содержание оборудования.

     Помимо денежного многих потенциальных клиентов волнует и другой вопрос: можно ли доверять компании? Достаточно ли она надежна? Может ли лизингодатель профинансировать и впоследствии качественно сопровождать сделку. В этом случае логично обратить внимание на опыт лизинговой фирмы, ее специализацию по виду оборудования. Можно поинтересоваться списком ее партнеров.

     Тем, кто беспокоится о репутации компании-партнера, можно дать нехитрый совет: если собственником лизинговой компании является банк из топ-200 любого рейтинга, западный финансовый институт или крупное предприятие, причин для волнения нет. 

     А что же делать, если собственник неизвестен или не входит ни в одну из перечисленных категорий? В этом случае нужно обязательно обратить внимание на то, сколько лет компания существует и «светится» ли она в рейтингах.
Одна из главных угроз, с точки зрения любого лизингополучателя, — претензии со стороны налоговиков. У любой долго проработавшей на рынке лизинговой компании есть целый арсенал средств, как избежать и как бороться с данными проблемами: это и структурирование сделок, и хорошие отношения с местными налоговыми органами, и всяческая поддержка лизингополучателей в случае возникновения каких-либо проблем в суде.  

     Главное — выберите компанию с надежной репутацией, готовую в случае чего отстоять ваши интересы.



 
Курсы валют НБ РБ
Популярные вопросы

Кто лучше?
Народный рейтинг банков, основанный на мнениях посетителей сайта
сундук