Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Директива №4 и валютное регулирование

Директива №4 и валютное регулирование
 24 марта 2011 г.

Директива № 4 и валютное регулирование


Ужесточение валютного законодательства больно ударило не только по реальному сектору экономики. По мнению экспертов, оно находит отражение и на репутации нашей страны, свидетельство тому – сворачивание некоторыми иностранными инвесторами своих планов в отношении бизнеса в Беларуси.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 марта 2011 года № 89 торги на Белорусской валютно-фондовой бирже возобновятся только с 1 апреля. До этого момента в течение прошлой недели действовал акт, подразумевающий 30-дневное резервирование средств в белорусских рублях на покупку инвалюты.

Эффект, который возымели данные шаги госорганов, можно сравнить с параличом, разбившим многие предприятия. В конце прошлой недели стали известны факты о приостановке отгрузок в адрес розничной сети некоторых импортеров продуктов питания, остановке работы автодилеров и прочих. И это, по мнению активистов союзов предпринимателей, только вершина айсберга.

В письме в адрес главы аппарата Президента, которое опубликовал Минский столичный союз предпринимателей и работодателей в прошлую пятницу, выражается серьезная обеспокоенность действиями Правительства и Нацбанка, которые провоцируют «реальную опасность остановки ряда производств по причине не поставки импортных комплектующих и расходных материалов… разорение малых и средних предприятий, занимающихся импортом…резкое увеличение цен на товары по сравнению с предыдущими приблизительно на 10 процентов и более».

Становится совершенно понятным, что действия госорганов идут вразрез и с Директивой №4, о которой много говорилось в начале года.

Комментирует Сергей Стрельчик, Первый заместитель Председателя Белорусского союза предпринимателей:

- Согласно Закону РБ о нормативно-правовых актах, определение директивы таково – это указ Президента программного характера, издаваемый главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Под «программностью» подразумевается, что директива не содержит прямых норм (норм, имеющих прямое действие), а обозначает некие программные моменты. Директива - это план мероприятий, которые необходимо совершить для достижения декларируемой цели.

В частности, Директива №4, п.п.9.2. требует «при принятии нормативных правовых …изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу … должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности … но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования».

Таким образом, данная Директива предусматривает, что должны быть приняты меры, дабы законодательные акты принимались с учетом этого требования. В этой связи подход принятия рассматриваемых законодательных актов с требованиями Директивы №4 не вяжется. Так, Постановление Правительства и Совета Министров №240/5 принято 25 февраля, опубликовано в газете «Республика» 1 марта. Но вместе с тем этот закон прошел регистрацию и был опубликован в реестре нормативно-правовых актов 3 марта, что свидетельствует о его законной силе.

С юридической точки зрения, говорить, что этот акт незаконен, оснований нет. Он законен, но не соответствует духу Директивы и тем идеям, которые в ней заложены. То же самое могу сказать и в отношении остальных нормативных актах, которые изменяют ситуацию не в сторону упрощения условия ведения бизнеса участников внешнеэкономической деятельности, поскольку одним из условий ведения бизнеса является возможность купить валюту чтобы рассчитаться с поставщиками.


Становится понятным, что практика применения Директивы №4, в отличие от указов главы государства, которые имеют прямую силу, такова, что не может предотвратить вступление в силу законодательных актов, идущих с ней вразрез.

Впрочем, ужесточение валютного регулирования громкий, но не единственный выхлоп в сторону несоответствия с Директивой №4.

- Могу привести как минимум еще два примера, когда принимаемые законы не соответствовали бы декларируемым в Директиве требованиям, - подтверждает точку зрения Илья Латышев, директор ООО «Юридическая группа «Вердикт Бай»

 - Указ «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь» №712, который датирован 30 декабря 2010 года и вступил в силу уже с 1 января предусматривает незаконность всякой деятельности по распространению правовой информации, если она осуществляется без заключения соответствующего договора с Национальным центром правовой информации.

При этом, очевидно, что срок вступления Указа в законную силу не соответствует установленным Директивой № 4 критериям.

Так же выглядит и ситуация со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 21 января 2011 г. № 29 «О некоторых вопросах налогообложения».

Указ датирован 21 января, опубликован в НРПА 27 января, но при этом вступает в силу с 1 января и предусматривает обязанность плательщиков представить в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль за 2010 год не позднее 20 января 2011 г. и уплатить данный налог за 2010 год не позднее 22 января 2011 г.

Чем чреваты эти несоответствия для белорусских предприятий уже становится понятно. Преимущества с точки зрения конкурентоспособности российских и украинских предприятий перед белорусскими могут привести, по мнению Андрея Карпунина, председателя Совета директоров группы компаний «Регистр», к существенному завоеванию первыми доли белорусского рынка. Да и конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках в перспективе вызывает серьезные сомнения.

- Экспорт надо было в первую очередь стимулировать льготами, отсрочками по сдаче валютной выручки, ведь есть нормальная мировая практика, - говорит Андрей Карпунин. - А бизнесмену должно быть все равно. Он не обязан заботиться о сальдо и работе Нацбанка. Какое может быть дело мелкому предприятию, имеющему мастерскую по ремонту ботинок до сальдо? Не надо подменять работу госчиновников с проблемами реального сектора.

К сожалению, курс доллара 3600-3650, сложившийся на внебиржевом рынке, по мнению Андрея Карпунина, свидетельствует о фактическом возвращении к политике множественности курсов.

- Множественность курсов – это единственный вариант, который сегодня просматривается, - говорит он.

При этом пассаж о том, что валютные ограничения не будут затрагивать простых граждан (а коснутся только предприятий) не выдерживает, по мнению экспертов, никакой критики:

- Разве положение тысяч работников предприятий реального сектора, затронутых этим ограничением, не в счет? Кто они, если не простые люди? – задает он риторический вопрос Владимир Карягин. – Когда уже сегодня есть факты приостановки некоторых предприятий и роспуска сотрудников за свой счет? А за счет коммерческого курса известны факты роста цен на 10% и более.

На вторую часть извечного вопроса «кто виноват и что делать» в данной ситуации уже сложно ответить однозначно. Принцип самостоятельно спасения фактически не работает.

- Даже с юридической точки зрения расценить данную ситуацию как форс-мажор можно только в том случае, если в контракте прямо указано на возможность невыполнения договорных отношений в случае принятия властями законодательных ограничений, - поясняет Борис Лев, директор ООО «Коллекторское агентство Лев и партнеры».

С точки зрения развития экономики в целом ситуация еще более удручающая.

- Мы наблюдаем тенденцию остановки регистрации некоторых предприятий иностранными инвесторами, - говорит Борис Лев.

- Сегодня многие инвесторы всерьез рассматривают вопрос о приостановке своих планов в отношении к Беларуси, - подтверждает и г-н Карягин. - Такие грубые действия перечеркивают все наши усилия, связанные с привлечением инвесторов в страну.

По мнению Владимира Карягина, сделан ряд серьезных ошибок, исправлять которые будет очень сложно.

- Эти ограничения серьезно подорвали доверие к Беларуси как к государству и к нашим предприятиям. Год назад Нацбанк и Правительство заставили предприятия работать без предоплаты, запретив ее и инициировав сложную систему договорных обязательств. В Беларусь без предоплаты стали поступать сырье, материалы, необходимые для развития производства. И вдруг внезапно фактически остановлена работа экономики. Что это как не подрыв доверия, с таким трудом наработанного бизнесом?

Каким будет ответ на этот вопрос, нужно решать безотлагательно. Пока, по прошествии первого квартала, все свидетельствует о том, что Директива №4 осталась во многом только на бумаге. Кстати говоря, как раз период три месяца был определен Президентом госорганам для утверждения плана по реализации Директивы №4.


Справка:

Пункт 10 Директивы гласит:
Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием исполнителей и сроков выполнения.

www.infobank.by


сундук