Оперативный лизинг

Оперативный лизинг. Как он есть.

Эксперты считают, что оперативный лизинг является более поздним и зрелым этапом развития лизинга. Именно на этой ступени лизинговые компании по-настоящему идут на риск. Перепродать бывшую в употреблении технику очень трудно. Если после одного года эксплуатации оборудование еще можно восстановить, то после трех лет его стоимость значительно снижается. Как только с техники сняли упаковку, ее стоимость падает на 15%, а за первые три месяца использования — на 30%.

Поэтому использование оперативного лизинга предполагает появление вторичного рынка объектов лизинга, ведь вернувшиеся объекты надо далее передавать в аренду. Лизинговые компании вынуждены активнее исследовать рынок, использовать более сложные методы в маркетинге, тщательнее планировать денежные потоки. Таким образом, уровень управления лизинговой компанией поднимается на более высокую ступень. Этот этап развития преодолело большинство западных стран, Беларусь же пока знакома только с финансовым лизингом — сделки с оперативным лизингом носят единичный характер.

При оперативном лизинге платежи в течение срока договора лизинга возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 % его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает объект лизинга лизингодателю, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно.

Лизингополучатель при помощи оперативного лизинга стремится избежать рисков, связанных с владением имуществом, например, с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования, увеличением прямых и косвенных непроизводительных затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования и т.д.

Поэтому лизингополучатели предпочитают оперативный лизинг, когда:
• предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены;
• оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование);
• объектом сделки выступает новое, непроверенное оборудование.

Также для ряда отраслей (в частности, строительства) характерно четкое понимание, что загрузка мощностей компании происходит лишь на определенное время.

Например, застройщику понадобится экскаватор, чтобы выкопать котлован (нулевой цикл строительства), позднее в процессе основного строительства здания данная спецтехника не будет востребована, зато появится необходимость в подъемных машинах и механизмах. Для следующего этапа строительства понадобится башенный кран, который также участвует в строительстве не полный рабочий цикл.

К тому же современные условия застройки предъявляют все более серьезные требования к строительной технике и оборудованию, поэтому возникает необходимость в применении новейших технологий и новейшей техники.

Компании осознают, что некая техника точно будет нужна им в течение года или полутора лет, на которые у них есть заказы и заключены договоры. Но не могут с уверенностью утверждать, понадобится ли им техника по окончании этого срока, ведь многое зависит от конъюнктуры рынка и их собственного положения на нем. Таким компаниям оперативный лизинг интересен в силу специфики их деятельности.

К сожалению, пока оперативный лизинг большинством компаний предлагается лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому, как легковой и грузовой автотранспорт, некоторые виды строительной техники. Следует учитывать, что по ряду видов оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в силу уникальности такой техники и невозможности последующей реализации на вторичном рынке.

Единственным существенным недостатком оперативного лизинга для лизингополучателя является то, что ставка лизинговых платежей, в основном, всегда выше, чем при банковском кредите и финансовом лизинге. Это обусловлено тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные риски. Делает он это путем включения стоимости различных услуг в цену лизингового договора.
Различные коммерческие риски (риск не найти арендатора на весь объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) учитываются путем повышения цены на свои услуги. Вследствие высокой рискованности оперативный лизинг пока не завоевал большой популярности на нашем лизинговом рынке.

Сдерживающими факторами развития оперативного лизинга в Республике Беларусь являются следующие:
• у лизингодателя, работающего в оперативном лизинге, несомненно, сложнее складываются отношения с банками. Если при финансовом лизинге банк, кредитуя сделку, в значительной степени ориентируется на финансовое состояние лизингополучателя, то при оперативном лизинге единственным ответчиком перед кредитором (банком) выступает лизингодатель.
• коммерческие риски (лизинговые компании не знают всей специфики бизнеса в конкретных отраслях и, соответственно, его основных игроков — потенциальных покупателей, которые заинтересованы в вернувшейся из лизинга технике; в штате лизинговых компаний нет специалистов, умеющих продавать б/у технику и разбирающихся в ней; лизинговые компании не имеют возможности оценить стоимость приобретаемой техники через несколько лет, опять-таки по причине отсутствия соответствующих специалистов).

Оперативный лизинг предоставляет возможность использовать новейшую технику и механизмы, при этом не имея проблем, связанных с их хранением, ремонтом, обслуживанием и охраной. Также он позволяет решать быстро усложняющиеся задачи логистики, ибо такая техника должна быть постоянно задействована, она должна наилучшим, наиболее рациональным образом перемещаться с места на место.

Словом, если предприятие не имеет возможности использовать какие-то машины и механизмы ежедневно большую часть года, ей выгоднее не приобретать эту технику, а заказывать ее в оперативный лизинг.
www.infobank.by



сундук