Отзывы о банках



Черный PR
 21 декабря 2009 г.

- Если поезд сошел с рельсов, кто виноват ?
- Стрелочник !
Народная мудрость

На прошедшей неделе с первых полос белорусских СМИ не сходила тема, связанная со злоключениями Абсолютбанка. Напомним, что речь шла, во-первых, об убийстве кассира обменного пункта, расположенного в Минске возле ТЦ "Автозаводской", произошедшего 10 декабря, в результате чего злоумышленник похитил 35млн.рублей.

А 18 декабря из сейфа другого пункта обмена валют в помещении универсама "Центральный" было похищено еще 64млн. рублей. Преступление произошло в обеденное время, когда кассир отлучилась из обменника.

Удивительно, но второй инцидент произошел буквально через час после пресс-конференции, на которой руководство Абсолютбанка общалось с журналистами, что только прибавило вопросов в этой печальной истории.

А вопросов накопилось достаточно:

  • во-первых, многих интересовало, почему обменный пункт валют у ТЦ «Автозаводской», выглядел так, словно там поработали вандалы;
  • во-вторых, в СМИ неоднократно проходила информация о том, что Абсолютбанк, мол, не выполнил предписания органов в отношении установки необходимой системы охраны своих пунктов обмена валют.

Факт того, что данный пункт обмена не был оборудован собственной системой видеонаблюдения и дополнительной кнопкой сигнализации (радио-брелком), был широко растиражирован как доказательство халатности и несоблюдения установленного регламента. Кроме того, по сообщениям СМИ представитель Генпрокуратуры 15 декабря  заявил, что в отношении должностных лиц ЗАО "Абсолютбанк" возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 425 ("Бездействие властей").

Отвечая на данные вопросы, Председатель Правления ЗАО «Абсолютбанк» Борис Чередник пояснил, что ответы на многие вопросы кроются в манере подачи информации по этому громкому делу. Прежде всего отметим, что в обоих случаях имеется видеозапись произошедшего.

Преступление произошедшее 10 декабря запечатлено с помощью камер, расположенных по периметру магазина, однако так как запись находится у следователей, то комментарии могут дать только сотрудники правоохранительных органов. Отсутствие охранной сигнализации также объясняется тем, что сдача на охрану происходит только в нерабочее время, после того, как кассир закрывает дверь обменного пункта и выручка остается внутри. В течение рабочего дня на охрану помещение не ставится. В данном случае, когда инкассация банка забирала кассира и выручку из пункта в конце рабочего дня, в этом не было необходимости.

Однако вопросу отсутствия системы собственного видеонаблюдения у пунктов валюты Банка по-прежнему придается очень много внимания. С другой стороны, как было справедливо отмечено, наличие съемки - это лишь помощь следствию в дальнейшем, но не средство физической защиты кассира и, по существу, не предотвращает преступление. Случаи в ТЦ «Автозаводской» и «Центральный» это подтвердили.

Напомним, что аналогичное ограбление пункта валют одного из белорусских банков также произошло в закрытом помещении, оборудованном видеонаблюдением (супермаркет Простор, февраль этого года).

Борис Чередник отметил, что «в марте текущего года, после нападения в Просторе, вышел документ МВД, регламентирующий проверки пунктов обмена валют, которые проводятся департаментом охраны. За последний год из 29 пунктов Абсолютбанка, находящихся в Минске, проверено 11, в том числе составлено 4 акта внезапной проверки. Нарушений выявлено не было… 

Пункт обмена валют в котором произошла трагедия (ТЦ «Автозаводской – прим. www.infobank.by), был открыт в 2005 году. Этот пункт был проверен департаментом охраны Заводского района в текущем году дважды – 23 октября (скачать акт>>) и 13 ноября (скачать акт>>) .

Недостатков согласно составленным актам, в работе пункта выявлено не было. 

В этих актах (подчеркнем – впервые в конце октября-ноябре) были даны только рекомендации – дооборудовать пункт видеонаблюдением и дополнительным радио-брелком. Абсолютбанк направил письма в департамент для разъяснения, какими характеристиками должны обладать технические устройства, однако ответа пока не получил.

«Нам не безразлична жизнь наших сотрудников, и мы не жалеем средств на поддержание пунктов обмена валют в надлежащем состоянии, - заявил Борис Чередник. - Мы согласны с позицией Нацбанка по вопросу закрытия удаленных пунктов обмена валют. Сейчас мы вынесли решение дооборудовать обменники камерами видеонаблюдения еще до получения нами ответа из департамента охраны.»

Со своей стороны, руководство Абсолютбанка уже предприняло меры по внеплановому инструктажу кассиров. А профессионализм и порядок осуществления проверки сотрудников при приеме на работу сомнению не подлежат. Борис Чередник пояснил, что управление экономической безопасности банка выясняет круг знакомых любого нового сотрудника, привлекался ли тот к уголовной или административной ответственности.

Перед допуском к самостоятельной работе в качестве кассира работник снабжается регламентирующими документами, стажировка занимает не менее двух недель, после чего проводится зачет специальной комиссией, и работник может быть допущен к работе с деньгами в пункте обмена.

Таким образом, промелькнувшие сообщения о том, что в пункте обмена может работать случайный человек, не соответствуют действительности. Сотрудница Абсолютбанка, на которую было совершено нападение, проработала в Банке с 1 октября 2007 года, и претензий за два года работы к ней со стороны администрации не было.

Отметим также, что после 10 декабря поголовной проверке также подверглись все обменные пункты Абсолютбанка, но фактов нарушения, по словам руководства Банка, нет ни в одном акте. Как видим, от нового преступления это не спасло.

На вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении руководства Абсолютбанка, на пресс-конференции был дан отрицательный ответ. По словам Бориса Чередника, об этом они сами узнали из сообщений СМИ.

Остается самый главный вопрос. Почему нападению подверглись пункты именно Абсолютбанка, и на чью мельницу во всей этой истории льется вода?

Будучи, по существу, публичными компаниями, банки болезненно реагируют на все, что касается их репутации. А на репутации Абсолютбанка, помимо самих инцидентов, плохо отражается негатив, муссируемый в репортажах о преступлениях.

«Нам уже звонили коллеги из других банков, они соболезнуют, - сказал Борис Чередник, - Но было неприятно видеть репортаж, когда корреспондент выступает на фоне нашего пункта, который ужасно выглядит. Ведь никто не говорит, что прошли следственные мероприятия, поработали криминалисты, и «граффити» на стенах обменного пункта - это черный порошок для снятия отпечатков пальцев.»

К сожалению, даже сегодня Банку не дают возможности привести внешний вид злополучного пункта в нормальное состояние, поэтому он и стоит в таком «расписанном виде».

В Минске много отдельностоящих пунктов обмена валют, принадлежащих разным банками, в том числе десятки расположены на рынках. В Абсолютбанке таких было всего два, остальные располагаются внутри помещений торговых точек. Поэтому говорить, что проблема отдельностоящих пунктов – это проблема только Абсолютбанка – по крайней мере некорректно.

Кроме того, все банки очень щепетильно подходят к соблюдению установленных законодательством требований.

В истории же с Абсолютбанком, совершенно очевидно, произошла подмена понятий «должны были соответствовать требованиям» и «было рекомендовано».

А уж если банк, работая без нарушений, все равно попадает в столь неприятную ситуацию, это должен быть вопрос пересмотра требований, регламентирующих оборудование обменных пунктов, а не вопрос претензий к банку.

Сейчас получается следующее – с экранов телевизоров и страниц газет формируется общественное мнение, что «плохие и жадные банкиры опять сэкономили на простых работниках и довели до такой трагедии».

Для того что бы образ получился более красочный, и ни в коем случае банкиров не было жалко - многократно утверждается, что деньги банка в обменнике застрахованы и поэтому банк ничего не потерял. Что в случае Абсолютбанка опять было неправдой.

"Банк не страхует денежные средства находящиеся в обменных пунктах", - ответ Бориса Чередника

Идет увлекательная игра под названием – «поиск крайнего», которого можно найти всегда, и заявления из разряда – «мы их предупреждали».

Очень не хочется, чтобы в данном случае произошел обычный «поиск стрелочника». Ведь наверняка после всех этих инцидентов что-то в требованиях к безопасной работе кассиров должно поменяться.

И уж если так подумать, то в операционном зале многие люди получают большие суммы денег, часто - у всех на виду, их также можно отнести к группе риска. Кто мешает преступнику подсмотреть, кто и сколько получил денег, а потом выследить этого человека на улице?

Или потом если вдруг (тьфу-тьфу-тьфу) что-то произойдет, опять будут писать что вот «какие негодяи эти банкиры – опять экономят на людях»…


P.S. Обидно, что в поиске сенсационного материала, ни один журналист не заметил в банкирах обычных людей, которые до глубины души потрясены случившейся трагедией...
 


www.infobank.by



 
сундук