Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Частный ЖЭС: выгоднее ли государственного?

Частный ЖЭС: выгоднее ли государственного? 27.09.1
 27 сентября 2011 г.

Частный ЖЭС: выгоднее ли государственного?


По Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства, уже через три года большинство зданий жилищного фонда должны обслуживать частные фирмы или товарищества собственников. Сдадут ли свои позиции монополисты - государственные ЖЭСы и ЖРЭО?

По всем законам экономики в условиях свободной конкуренции они лишатся многих преимуществ, но вряд ли «вымрут» с 1 января 2015 года. Кроме того, как-то нетипично для Беларуси создавать равные условия государственным и частным предприятиям и отказаться от применения административного ресурса.

Немаловажен и кадровый вопрос. Безусловно, хорошие профессионалы найдут себе работу в частном секторе, когда начнется определенное перераспределение рынка оказания жилищно-коммунальных услуг. Но значительное количество специалистов, скорее всего, окажутся неконкурентоспособными на рынке в качестве толковых управдомов.

Частные ЖКУ – пока не из дешевых

Ослабнет монополия государства, и что получим взамен? Самая распространенная форма присутствия частника на рынке ЖКУ - товарищества собственников. Они имеют свои преимущества и недостатки. Оговоримся сразу – услуги эти сейчас не дешевле государственных, а то и немного дороже.

Все работают по единым тарифам, утвержденным государством, но у большинства частников нет госдотаций. Однако, в «жировке» частника – отчет о каждой потраченной копейке.

Главное преимущество частника на этом этапе – качество, сказал Инфобанку сотрудник одного из негосударственных ЖЭСов. Он умудряется за те же деньги сделать для жильцов гораздо больше.

«По крайней мере, можно быть уверенным, что частник не растащит все, что есть в новостройке ценного, и не заменит это низкопробными отечественными аналогами. Такие факты есть», - сказал собеседник корреспондента портала.

Товарищество собственников, в отличие от государственных предприятий, будет настойчиво добиваться компенсации допущенных строителями недоделок. И компенсированные деньги реально пойдут на ликвидацию проблем, а не в бездонный кошелек ЖЭСа.

Порядка в домах, которыми руководит товарищество, намного больше, и за это многие жильцы, особенно в крупных городах, готовы доплачивать.

Как ни странно, но основным конкурентным преимуществом частника в плане ценообразования, станет переход на 100%-ное возмещение затрат за потребленный газ, электроэнергию и подогрев воды. Произойдет это уже в 2014 году, ждать осталось недолго. И тогда все фактические ценовые льготы государственных коммунальных служб растают в воздухе, если они не сумеют увеличить эффективность расходования средств и предложить гражданам соизмеримый продукт.

Преимущества частника

Более качественная работа частных коммунальников очевидна - чистые подъезды, цветы во дворе и на лестничных клетках, огороженный и благоустроенный двор, отсутствие там «питейных точек», работающие лампочки, новые счетчики и системы регулировки теплоснабжения, системы пожаротушения и видеонаблюдения.

Все это - за те же тарифы. Бывает, что частник оказывает некоторые услуги вообще бесплатно, в виде бонуса, чего государственные себе не позволяют.

Белорусское законодательство предоставляет возможность жить так всем. Но, по словам собеседника Инфобанка, белорусские граждане довольно пассивны и мало кто реально пользуется своим правом отказаться от услуг ЖЭСа. Хотя большинство претензий людей к госструктурам по-прежнему составляют именно вопросы по теме ЖКХ.

Товарищества и частные коммунальные предприятия работают, в основном, с жильцами новостроек крупных городов. Там их деятельность более экономически оправдана. В отличие от старых домов, которые нуждаются, например, в капитальном ремонте. Кстати, перечисления жильцов на этот ремонт аккумулируются на жэсовских счетах годами, и если они решат перейти к частнику, их им не вернут. Частное предприятие такие деньги вернет.

Нужна конкуренция

По словам собеседника Инфобанка, необходимо создавать условия для полноценной конкуренции в ЖКХ и добиваться абсолютной прозрачности деятельности коммунальных служб, в том числе и государственных. Они должны публиковать отчеты о своей деятельности, как это уже делает частник.

Кадры решают очень многое. Истории бывают разные. Иногда застройщик начинает проталкивать среди жильцов свои интересы и фактически назначает "своего" директора товарищества. При этом один директор может возглавлять несколько товариществ. В итоге никакой работы он не ведет, только подписывает нужные бумаги и закрывает глаза на недоработки застройщика.

Сменить его довольно сложно. Даже не пожалуешься никуда, как на директора государственного ЖЭСа. Все претензии и вопросы решаются на общем собрании. Велик соблазн положить в карман «откат» или сэкономленные деньги. Болезни у частника бывают все те же, что и у государства. Поэтому многие жильцы устают от таких историй, были факты возвращения или перехода жильцов в государственные ЖЭСы.

В стране вообще очень мало профессиональных домоуправляющих. Может быть, развитие конкуренции и снятие преференций для госструктур помогут решить эту проблему. Должен быть широкий выбор поставщиков коммунальных услуг, и домовое собрание определит, кто лучше справляется. В итоге не будет засилья частников, но и государственную монополию надо убирать. Выгоднее станет и людям и стране.

Очень важно внедрить в Беларуси современную систему управления многоквартирными жилыми домами, основанную на борьбе управляющих компаний за контракты.

Частный бизнес готов прийти на рынок ЖКХ, но по-прежнему есть много сдерживающих факторов, причем они не только экономические, но и нормативно-правовые. Пока что государственная жилищно-коммунальная вертикаль, которая обслуживает свыше 90% жилого фонда, не спешит уступать.

www.infobank.by


Самые популярные статьи
сундук