Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Белорусский фондовый рынок. Теория или реальность?

Белорусский фондовый рынок. Теория или реальность?

Белорусский фондовый рынок. Теория или реальность?


Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства.

Состояние фондового рынка Республики Беларусь, к сожалению, пока не вселяет оптимизма. Многие аналитики характеризуют Белорусский фондовый рынок как «одно название, а не рынок» - вместо реального рынка мы имеем своеобразный механизм, регулирующий процессы обращения ценных бумаг.

Такое суждение вызвано целым рядом причин.

Ни для кого не секрет, что интересы нашего государства сегодня направлены на обеспечение тотального контроля над всеми отраслями и сферами его деятельности. Не обошли эти интересы и фондовый рынок. Сегодня Правительство наложило целый ряд ограничений на деятельность субъектов фондового рынка.

Это, прежде всего, ограничения по суммам финансового обеспечения обязательств участников фондового рынка, исчисляемые «астрономическими» цифрами, что тут же практически исключает возможность участия в биржевых торгах небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, согласно нормам Указа Президента РБ № 194 от 3 апреля сего года для того, чтобы юридическое лицо могло выпустить в обращение свои облигации необходимо соблюдение следующих, не всегда достижимых условий:
во-первых, стоимость чистых активов юридического лица должна составлять не менее 1 млн. ЕВРО или около 3,3 млрд. руб.;
во-вторых, нельзя иметь отрицательный финансовый результат от основной деятельности.

С такой «планкой» требований далеко не всякая организация может справиться. Кроме того, многие предприятия как раз и выпускают облигации для того, чтобы мобилизировать ресурсы для решения своих, как правило, финансовых проблем. При этом предприятия далеко не всегда рентабельны. В общем, такие требования изолируют от фондового рынка малые предприятия и небанковские кредитно-финансовые организации, которые потенциально могут составлять достаточно большую долю в структуре эмитентов фондового рынка.

Основными участниками на бирже являются банки, поскольку только у них достаточно ресурсов для обеспечения работы на фондовой бирже.

Также следует отметить определенные препятствия по обращению на фондовом рынке акций. Акции ведущих предприятий принадлежат государству (72,5% акций всех АО принадлежит государству), а государство, как известно, продавать их особо не торопится. Это означает, что обращение акций на фондовом рынке сведено к минимуму. В то время как на мировых фондовых биржах торги акциями занимают доминирующее положение.

Тормозящим фактором развития фондового рынка являются также высокие ставки налогов на операции с ценными бумагами. В настоящее время ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами в Беларуси составляет 24%.

По-прежнему туманными остаются гарантии для инвесторов в свободном распоряжении полученными доходами и беспрепятственном переводе их в другие сферы. Официальное законодательство гарантирует инвесторам возврат вложенного капитала и полученных от него доходов. Однако известны примеры, когда государство обязывало крупные предприятия, работающие с прибылью, отчислять часть своей прибыли в специальный фонд, именуемый фондом национального развития.

Но это пока коснулось только государственных предприятий, в числе которых флагманы белорусской экономики – Белорусская калийная компания, Новополоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы и другие.

Все это отворачивает потенциальных инвесторов в сторону более перспективных и «прозрачных» вариантов вложения своих капиталов. Так, количество профессиональных участников рынка ценных бумаг только за 2007 год сократилось почти вдвое (со 111 на 01.01.2006 до 61 на 19.12.2007г.)

Рассмотрим теперь, какие ценные бумаги обращаются на белорусском фондовом рынке.

Данные об объемах биржевых торгов ценными бумагами (в млрд. руб.) на Белорусской валютно-фондовой бирже за первый квартал 2008 года представлены на диаграмме (по данным официального сайта Белорусской валютно-фондовой биржи).




Условные обозначения:
ГЦБ – государственные ценные бумаги;
КО НБ – краткосрочные облигации Национального банка.

Доминирующее положение на фондовом рынке в Беларуси, как видно, занимают государственные ценные бумаги. На их долю приходится 95,3% всего объема сделок. Наименьшую долю, как и следовало ожидать, занимают акции (доля акций мала настолько, что ее даже нельзя увидеть на диаграмме).
Теперь более подробно о ценных бумагах на белорусском фондовом рынке.

Государственные ценные бумаги, Краткосрочные облигации Национального банка. Государственные облигации доминируют в биржевом обороте. Этому способствуют, с одной стороны, созданные государством преимущества данных ценных бумаг в виде льготирования доходов по операциям с ГЦБ, что делает их приемлемыми для банков, а с другой стороны, - введенные ограничения по остальным ценным бумагам.

Акции. Несмотря на более чем скромный оборот акций, объем их эмиссии по-прежнему остается на доминирующем положении. По номинальной стоимости объем эмиссии превышает 12 трлн. руб. При этом, государственная собственность на подавляющее большинство акций выводит их из общего оборота.

Корпоративные облигации. Данный сегмент фондового рынка представлен только облигациями банков. Это вызвано тем, что доходы физических лиц по операциям с банковскими облигациями не облагаются подоходным налогом. Предприятия и небанковские организации таким преимуществом не обладают.

Вместе с тем, облигации – эффективный способ привлечения дополнительных средств для предприятий. Размещение предприятиями облигаций вызвано необходимостью предприятий покрытия дефицита в финансовых планах и бюджетах, поддержания текущей ликвидности, привлечения дополнительных средств для реализации инвестиционных проектов, минуя банковские кредиты.
 
Вместе с тем, облигации дают предприятиям возможность управлять своей задолженностью посредством досрочного погашения долга, более гибкого подхода к выплате доходов по облигациям, обращения облигаций на вторичном рынке, с извлечением при этом дополнительного дохода.

Также немаловажным является преимущество облигаций над акциями. При эмиссии акций предприятие может сменить собственника, который, в свою очередь, может в корне изменить стратегию деятельности предприятия.

Рассмотрим на примере: скажем, предприятие намерено реализовать какой-нибудь инвестиционный проект, и для привлечения средств для реализации этого проекта предприятие эмитирует акции. Как известно, акции предоставляют своим держателям право собственности на имущество акционерного общества или право участия в управлении обществом. Так вот, предприятие выпустило акции, пришел новый собственник, который не разделяет перспективы реализуемого проекта, и вообще, он выступает за коренные преобразования в организации. Значит, и проект, ради которого выпускались акции, может быть не реализован. В практике известны случаи, когда таким образом предприятия-конкуренты, становясь собственниками акционерных обществ, препятствовали их дальнейшему развитию. Это понятно: конкурентов нужно убирать.

Облигации, в свою очередь, позволяют привлечь дополнительные средства без риска смены собственника.

Однако, высокая планка к наличию средств обеспечения облигаций, трудоемкая процедура подготовки документов и эмиссии облигаций могут свести на нет все преимущества данных ценных бумаг. Так, например, срок размещения облигаций может составить не менее 2-3 месяцев, в то время как кредит в банке можно получить и за месяц.

Фьючерсы. Фьючерсный рынок представлен валютными фьючерсными контрактами на доллары США, ЕВРО и российские рубли. Каков оборот сделок по фьючерсным контрактам за первый квартал сказать сложно, однако, судя по итогам торгов только за 1 неделю в мае, можно утверждать, что обороты весьма внушительные. Так, за период с 12 по 16 мая (по данным Белорусской валютно-фондовой биржи) суммарный объем сделок с фьючерсными контрактами составил 3 962,8 млн. руб. При этом, около половины (47%) приходится на долларовые фьючерсы.

Причиной оживления операций с валютными фьючерсами служат колебания на мировом валютном рынке, что позволяет получать немалые доходы на курсовых разницах. При этом фьючерсные контракты заключают только банки. Физические лица не могут приобретать фьючерсы.

На этом список ценных бумаг, обращающихся на белорусском фондовом рынке, исчерпывается. Таких ценных бумаг, как векселя, опционы и другие на биржевом рынке в 1 квартале 2008 года в обороте не было.

Отраслевая и региональная структура эмитентов ценных бумаг (количество участников) в Беларуси по состоянию на 01.04.2008г. представлена на рисунках (по данным Белорусской валютно-фондовой биржи):


Основными эмитентами акций являются промышленные предприятия и строительные организации, «монополистами» среди эмитентов облигаций выступают банки.


Как видно, большая часть эмитентов, как и следовало ожидать, расположены в столице или рядом с ней, наименьшее – в г. Гродно и его области.

Таким образом, при всем многообразии различных видов ценных бумаг, фондовый рынок Беларуси не дает особо большого выбора своим участникам между видами ценных бумаг. По сути, выбор один: акции или облигации (государственные или банковские).

При этом акции можно приобретать практически только при первичном их размещении, так как на вторичном рынке их обращение практически отсутствует. А раз отсутствует их обращение, то и заработать на акциях весьма проблематично.

Для физических лиц, пожалуй, единственная возможность стать акционером – это стать работником какого-нибудь предприятия, планирующего эмиссию акций, купить небольшой «пакет» акций и замереть в ожидании, когда вам будут начислять от прибыли дивиденды, ждать которых, порой приходится годами, да и размер их вызывает слезы. Это практика, которую прошли акционеры многих государственных предприятий. Акции успешных организаций, естественно, приобрести практически невозможно.

Поэтому, единственным на сегодняшний день видом ценных бумаг, на котором у нас хоть как-то можно заработать, является облигация. Не забудем при этом, что юридическим лицам придется уплатить немалый налог с доходов от операций с облигациями в размере 24%. Немногим лучше ситуация выглядит для физических лиц. Доходы от облигаций с физических лиц налогом не облагаются, но это касается только банковских облигаций. Поэтому физическим лицам, желающим заработать на ценных бумагах, остается только приобретать банковские облигации. Однако здесь у облигаций есть хорошая альтернатива – банковские депозиты (вклады).

Сравним с точки зрения удобства для граждан приобретение банковских облигаций и размещение вклада на примере ОАО «БПС-Банк»:

Показатель

Облигации

Депозиты

Срок обращения

2 года

2 года

Ставка процента

Ставка рефинансирования

(10%) + 4% = 14%

14,5%

Выплаты дохода

1 раз в 3 месяца

Ежемесячно.

Возможна капитализация процентов (присоединение суммы процентов к сумме вклада)

Налогообложение доходов

Не облагается

Не облагается

Срок погашения

6 месяцев со дня окончания срока обращения

Сразу после окончания срока вклада

Досрочное погашение

Через 1 год с момента размещения

Возможно сразу.

При этом:

до 3 месяцев – выплачивается 50% ставки по депозиту;

свыше 3 месяцев – установленная по депозиту ставка.



Как видно, по депозиту выше проценты, а в случае снижения ставки рефинансирования, что уже давно в планах Нацбанка, процент по облигациям, а значит и доход будет ниже. Банковские депозиты более удобны по сравнению с облигациями в плане получения дохода, востребования суммы вклада, как после окончания срока размещения, так и досрочного.

Таким образом, перспективы белорусского фондового рынка как хорошего источника получения высоких доходов представляются весьма туманными, если, конечно, в ближайшее время не произойдет положительных преобразований в республиканском законодательстве в сфере фондового рынка. Тем более, что надежды на это у нас есть.

В последнее время все чаще звучат разговоры о необходимости увеличения объемов привлечения инвестиций, реализации масштабных инвестиционных проектов. Также следует отметить, что государство потихоньку начинает «впускать» инвесторов на некоторые предприятия (Velcom и ОАО «Мотовело» уже проданы, ведутся переговоры о продаже «МАЗа», «Полимира», «Нафтана», оператора сотовой связи «БЕСТ» и других предприятий).

Очевидно, государство осознало, что привлечение инвестиций невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата, важным индикатором которого является национальный фондовый рынок. Приятно отметить, что предприняты конкретные шаги навстречу фондовому рынку, например принятое 21.01.2008 года Постановление Совета министров и Нацбанка № 78/1, в котором утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы.

В данной Программе констатируется неблагоприятное положение дел на белорусском фондовом рынке и намечены конкретные шаги по кардинальному улучшению ситуации, которые предусматривают:
• снятие ограничений на эмиссию и обращение ценных бумаг, в особенности акций;
• снижение государственного участия на фондовом рынке;
• упрощение процессов обращения ценных бумаг;
• снижение ставок налогов на доходы от операций с ценными бумагами;
• придание национальным ценным бумагам привлекательности для зарубежных инвесторов;
• интеграцию национального фондового рынка в мировую экономику.

Можно было бы говорить о том, что это очередные проекты, которые останутся проектами, но реализация данной прогрессивной Программы, которая некоторыми аналитиками названа «революционной», не заставила себя долго ждать.

Уже в марте сего года вышло два достаточно емких законодательных акта, предполагающих конкретные шаги на пути реализации описанной выше Программы. Это, во-первых, Указ Президента РБ № 144 от 04.03.2008г., отменяющий особое право «золотой акции» государства, что означает послабление государственных ограничений на обращение акций, во-вторых, Декрет Президента РБ №5 от 28.03.2008г., который призван стимулировать развитие рынка облигаций. Данный Декрет позволяет создать условия для повышения привлекательности облигаций посредством:
• снижения ставки налога на доходы от операций с облигациями с 40 до 24%;
• отнесения расходов по выпуску облигаций на себестоимость. Ранее эти расходы относились на чистую прибыль, что вызывало понятные затруднения.

Можно говорить, что это не последние положительные изменения в национальном законодательстве. Радует то, что государство незамедлительно принялось за развитие республиканского фондового рынка, пойдя на серьезные преобразования.

А значит, намеченные цели по росту объемов выпуска облигаций уже в текущем и следующем годах на 100%, планы по росту оборотов по акциям и другим ценным бумагам, выходу на мировой фондовый рынок и повышению общего фондового рейтинга нашей республики вполне жизнеспособны.

Жаль только, что это осознали только сейчас, а не, скажем 5-7 лет назад. Наверняка национальный фондовый рынок мог бы находиться сейчас на совсем других высотах.


www.infobank.by