Отзывы о банках



Банки – на острие прогресса
 14 сентября 2010 г.

Экспертное мнение. Банки – на острие прогресса 


Банки по определению стремятся использовать в своей работе новейшие технологии и достижения. Это безопасность, это возможность получить максимум прибыли при оптимизации издержек. Это, наконец, возможность быть более заметным на рынке и привлекать новых клиентов. 

В связи с развитием средств коммуникаций: мобильного Интернета и мобильных устройств, - рассказывает Игорь Петкевич, начальник управления информационных технологий ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), - услуги, которые будут предлагать банки (в ближайшем будущем – прим. www.infobank.by), будут нацелены на использование этих мобильных средств.

Отметим, что для доступа к банковским услугам, рекламы, успешных продаж и продвижения на рынке мобильные устройства обретают все большее значение.

- Большинство банков уже давно работает с технологией дистанционного банковского обслуживания клиентов (ДБО), - говорит Игорь Петкевич. - Родоначальник этого направления - классическая система «клиент-банк», которая работает по традиционным телефонным сетям. Сейчас эта технология замещается средствами доступа к услугам посредством сети Интернет.

Западные банки услуги Интернет-банкинга применяют успешно, и покрывают в зависимости от страны более половины рынка. Наиболее широкое распространение подобные услуги получили в скандинавских странах. Так, уровень проникновения интернет-банкинга в Швеции составляет 54% от общего числа пользователей. В странах – наших ближайших соседях рынок услуг ДБО развит гораздо меньше. Ожидается, что к концу текущего года количество пользователей интернет-банкинга в России, к примеру, достигнет 3-4 млн человек (это около 20%).

Однако, по последним исследованиям, проведенным компанией Profi Online Research, выяснилось, что к наличию интернет-банкинга оказалась лояльна значимая часть российских пользователей банковских услуг. В общей массе опрошенных значимым фактором интернет-банкинг был для 26% респондентов. При этом, при открытии дебетовой карты уровень лояльности булл гораздо выше - 45%, кредитной карточки - 39%. Наибольшую заинтересованность в наличии услуг ДБО высказали, как и ожидалось, клиенты активного возраста - 31-45 лет.

Второй по популярности - мобильный банкинг – сегодня далеко не всегда подразумевает наличие полноценного управления своим счетом. Часто это - так называемый SMS-банкинг, который позволяет лишь получать информацию о движении по счету посредством SMS-сообщений. И его развитие эксперт связывает с совершенствованием технологий мобильной связи.


- Мобильные операторы предлагают все более скоростные технологии мобильного Интернета, все больше появляется смартфонов и других мобильных устройств, поэтому и больше пользователей выбирает дистанционный банкинг, - подчеркивает Петкевич. – Чего-то кардинально нового здесь ожидать не стоит ожидать. Скорее - имеющиеся системы будут совершенствоваться и развиваться, - заключает эксперт.

Действительно, нововведения, внедренные в течение трех последних лет банками, лидерами в данном отношении, говорят о том, что происходило лишь оттачивание и дополнение ранее имевших место сервисов.

Bank of America Corp. (более 1 млн мобильных пользователей) в начале 2008 года предложил усовершенствованное программное обеспечение, позволяющее клиентам проверять баланс и оплачивать счета посредством использования Apple Inc. iPhone. Тогда же Wells Fargo & Co предложил услугу, позволяющую подтверждать перевод средств через мобильный телефон. J.P. Morgan Chase & Co посредством мобильного банкинга предложил клиентам проверку баланса через обычное электронное сообщение.

И хотя на данном этапе, по словам нашего эксперта, наиболее популярен Интернет-банкинг, однако мобильный банкинг оставляет банкирам больше возможностей для развития.

- Так как увеличивается скорость соединений мобильных устройств, все больше и больше людей пользуется смартфонами, которые работают уже не по wap- а по web- технологии, я думаю, что мобильный банкинг - наиболее перспективный вид банковского бизнеса, - утверждает Игорь Петкевич.

Сколько же стоит для самих банков введение новых IT-технологий, к примеру, Интернет-баннинга для физических лиц?

- Внедрение Интернет-банкинга для физических лиц может стоить разные деньги, - отвечает Игорь Петкевич. - Это зависит от того, будет ли программный продукт разрабатываться самим банком, либо будет приобретаться готовый продукт местного вендора (или западной компании). Также цена зависит от наполнения программного продукта функциональностью, защищенностью и тому подобным. Поэтому стоимость подобных продуктов начинается от сотен тысяч долларов, или даже нескольких миллионов.

А предела совершенствования нет, - добавляет эксперт. – Ибо от потребности банка зависит и цена. Причем стоимость только внедрения данного программного продукта также может составлять порядка 100 тысяч долларов.

Новые технологии - это не дань моде. Это реальный способ снижения издержек банка. Более того, многие клиенты уже не желают мириться с отсутствием интернет-банкинга. Хотя у нас пока не Москва, и пробок на порядок меньше, все же за счет услуг ДБО клиенты реально сокращают временные затраты, как минимум - на транспорт. Со своей стороны, банк также экономит на персонале и на офисных помещениях.

- Естественно, увеличивается и скорость совершения операций, - говорит Петкевич. - Так как растет клиентская база, банки должны повышать количество сотрудников. Но в наш век пробок и дороговизны рабочих рук, в первую очередь, это - экономия такого невосполнимого ресурса как время.


При этом срок окупаемости того или иного программного продукта довольно существенно зависит от его функциональности и величины клиентской базы банка. Некоторые излишне технологичные продукты могут вообще не выходить на уровень окупаемости в течение нескольких лет.

- При внедрении Интернет-банкинга и систем дистанционного обслуживания нужно идти поступательно, - советует Игорь Петкевич. - Не стараться сразу же объять необъятное. Вначале нужно сориентироваться на основной функциональности и основных банковских продуктах, которые наиболее прибыльны и востребованы на рынке. А в дальнейшем - уже развивать новые услуги.


www.infobank.by



 
сундук