Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Новости компаний  >  Автомобильный рынок (прогноз 2009)

Автомобильный рынок (прогноз 2009)
 18 марта 2009 г.

Автомобильный рынок. Тенденции и прогнозы на 2009 год.


Вчера, 17 марта 2009 года, в Минске прошла пресс-конференция, организованная автомобильным холдингом «Атлант-М» и посвященная ситуации, которая сложилась на автомобильных рынках Беларуси, России и Украины. Участники конференции затронули проблемы автомобильных рынков Беларуси и сопредельных стран в условиях кризиса и предложили прогнозы их дальнейшего развития.

Е. Швед - директор по инвестициям  холдинга "Атлант-М" в Беларуси, С. Самойло -Генеральный директор "Атлант-М " в Беларуси          И.Прохоров - помощник Генерального директора             


Было отмечено, что хотя в целом 2008 год показал положительную динамику, вследствие влияния негативных тенденций в четвертом квартале, итоговые цифры прироста рынков были существенно снижены.

Так, рынок России «прирос» всего на 26,4% (против 49-68% в предыдущие годы), аналогичное замедление показал и украинский рынок – с 70% в первых кварталах до 27,5% - в конце прошлого года.


На этом фоне снижение темпов роста автомобильного рынка в Беларуси оказалось в 2008 году не столь ощутимым – в 2008 году было продано 25,3тыс. иномарок, что по сравнению с 2007 годом больше на 43,1%. Это в некоторой степени было связано с изначальной «недогретостью» белорусского автомобильного рынка по сравнению с соседями, по ряду ключевых показателей наш рынок отставал.

Так, в 2008 году по количеству продаж новых иномарок на 1 млн. населения Беларусь (2,6тыс.ед.) была позади России (14,7тыс.ед.) и Украины (10,8тус.ед.) в 7 и 5 раз соответственно. Данный показатель у Беларуси оказался сравним со странами – новыми членами ЕС – Болгарией, Литвой, Польшей, Латвией.


При этом, к примеру, объем продаж автомобилей в России в 2008 году оказался адекватен ВВП на душу населения, в Украине первый показатель был существенно выше второго, что говорит о «перегретости» рынка. В Беларуси, наоборот, ВВП на душу населения был выше, нежели показатель объемов продаж автомобилей.

Однако, как отметил помощник Генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров, уже в январе-феврале текущего года падение продаж автомобилей и в Беларуси стало просто ужасающим. Январь еще показал прирост 23% к январю прошлого года, но в феврале стало очевидным падение рынка на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Влияние кризиса не только сказалось на сужении рынка автомобильных продаж, но и довольно существенно изменило расстановку сил среди автомобильных брэндов.

По результатам 2008 года пятерка лидеров выглядела так: Volkswagen – 25%, Toyota – 10,7%, Renault – 6,8%, Mazda – 6,7%, Kia – 4,9%, при этом совокупно марки «Алант-М» заняли более 40% рынка.



А в январе-феврале картина изменилась: Volkswagen – 24,2%, Mazda – 9,4%, Ford – 7,0%, Peugeot – 6,3%, Skoda – 5,4% (у Атлант-М – 44,5% рынка).


Более того, в силу высокой конкурентности автомобильного рынка Беларуси и дальнейшего сужения покупательского спроса, позиция каждой марки на рынке сильно зависит не только от усилий компании, но и от поведения остальных игроков.
 
Генеральный директор «Атлант-М» в Беларуси Сергей Самойло не исключил, что в ближайший год наш рынок могут покинуть некоторые автомобильные брэнды. При этом, однако, было отмечено, что холдинг не намерен расширять линейку представляемых брэндов. Имея успешный опыт борьбы на рынке после дефолта 1998 года, «Атлант-М» планирует больше фокусироваться на совершенствовании уровня сервиса и продажах запчастей.



В связи с объективными обстоятельствами, как отметили представители «Атлант-М», инвестиционные планы холдинга на 2008 год остались недоосвоенными. Так, если на Беларусь отводилось порядка 20млн. USD инвестиций в 2008 году, то реальная картина такова – 15,1млн. USD холдинг инвестировал в Беларуси, 9,3 млн. USD – в Украине, 52,9 млн. USD – в России. Из проектов, рассчитанных ранее на 2009 год, запланированным остался только ввод сервисного центра в Уручье (Минск). Реализация остальных проектов перенесена на более поздние сроки.

Говоря о прогнозах на дальнейшее развитие, Илья Прохоров остановился на существенных факторах, которые повлияют на рынки Беларуси, России и Украины в 2009 году. Среди них: ослабление национальных валют по отношению к доллару на 30-60%, удорожание импорта, нулевой или отрицательный прирост производства, падение доходов населения в долларовом выражении. В Беларуси этот показатель может составить 30-40%, в Украине – 50-60%. Также велико влияние повышения импортных пошлин в Украине и России. При этом восстановления потребительского кредитования следует ожидать только к концу 2009 года.

На фоне падения потребительского оптимизма рынок иномарок в России, по оценкам аналитиков «Атлант-М», может сократиться на 30-35%. Возобновив рост в 2010 году, он сможет превысить уровень прошлого года только к 2012 году. При этом следует ожидать наименьшее падение продаж тех автомобильных марок, которые имеют сборочные производства в России – Volkswagen, Skoda, Chevrolet, Opel, Ford, Renault.

Напротив, брэнды среднего ценового сегмента, не успевшие организовать сборку в России, вероятнее всего, покажут наибольшее падение продаж. Очевидно, что доля рынка «чистого импорта» снизится, а доля рынка, занимаемая отечественными марками, стабилизируется, хотя и ненадолго.

Наибольший спад ожидает рынок Украины – порядка 50%. Влияние нестабильности валютных курсов и «перегретость» украинского рынка окажут наиболее существенное влияние, возможно даже банкротство некоторых дилеров.


А вот падение продаж на рынке Беларуси по самым пессимистичным прогнозам холдинга может составить 25%. При этом восстановление покупательной активности здесь будет происходить гораздо быстрее, чем в Украине.


Как видим, белорусский автомобильный рынок оказался, в силу ряда причин, в более преимущественной ситуации, чем, к примеру, украинский. Это по прогнозам холдинга уже к концу 2010 года позволит ожидать уровень продаж автомобилей, сравнимый с результатом 2008 года.



www.infobank.by



 
сундук